Литературная программа «Читаем Гарина-Михайловского»

      Комментарии к записи Литературная программа «Читаем Гарина-Михайловского» отключены

Добрый день, дорогие друзья!

20 февраля исполняется 170 лет со дня рождения замечательного русского писателя, путешественника и инженера Николая Георгиевича Михайловского, который публиковался под псевдонимом Гарин. Настоящую славу ему принёс цикл автобиографических произведений “Детство Тёмы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”. Также к числу его достижении можно отнести то, что жители Новосибирска считают его основателем города.

Инфо-досье «Инженер-изыскатель или писатель…»

8 февраля 1852 года в Петербурге, в семье известного генерала Георгия Михайловского родился мальчик, которого назвали Николаем. Он стал первенцем и был старшим из восьми детей, появившихся в семье позже. Царь ценил заслуги отца, и даже стал крёстным Николаю. Георгий Михайловский  был ранен на войне, награждён за храбрость, после выхода в отставку поселился в Одессе в своём имении. В его доме была жесткая система воспитания, сказывалась военная выдержка отца. Николай рос весёлым, бойким и подвижным мальчиком, очень любил отца, но частенько нарушал его предписания, за что и бывал наказан. Мать Глафира Николаевна была дворянкой сербского происхождения.

Учился Николай в Ришельевской гимназии в Одессе. После её окончания он поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но здесь учеба не задалась, и в 1871 году будущий писатель поступает в Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Проходя практику, Гарин-Михайловский едва не погиб. Он работал практикантом-кочегаром на паровозе. Работа была очень утомительной, и Николай очень уставал, машинист пожалел парня, и стал бросать уголь вместо него. От усталости оба уснули в дороге, и паровоз остался без управления. Спаслись чудом. Но этот случай никак не повлиял на выбор профессии, и Николай Георгиевич никогда не жалел о сделанном выборе. Позже работа инженера-изыскателя и строителя железных дорог станет его призванием.

После окончания института он строил железную дорогу в Болгарии, затем его направили в Министерство путей сообщения. Но там он проработал недолго, бумажная работа пришлась ему не по душе, и вернулся к практике и попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье. В 1879 году он женился на дочери губернатора Надежде Чарыковой. Затем покупает имение в Самарской губернии рядом с деревней Гундуровкой. Николай Георгиевич начинает заниматься сельским хозяйством и мечтает превратить деревню в развитую общину.

У него были замечательные организаторские способности. Он многое сделал для деревни: построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали и не выращивали. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. 

Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год устраивали для крестьянских детей ёлки, одаривали подарками. В первый же год получили прекрасные урожаи. Но крестьяне не оценили такой заботы, а отнеслись к этим добрым делам Михайловского как к чудачествам барина, обманывали его. Соседние помещики приняли нововведения в штыки, сделали всё, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай. Он продержался три года, почти разорился и разочаровался в своём деле. Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни.

Позже, Михайловский напишет очерк «Несколько лет в деревне», где проанализирует  свою работу на земле, и поймёт свои ошибки : «Я тащил их в какой-то свой рай… образованный человек, а действовал, как невежда… я хотел повернуть реку жизни в другое русло».

После разочарования в деревне он вернётся к инженерному делу.

Зимой 1890 года тяжело заболела жена писателя, и Михайловский увозит семью в деревню. Весной к ним в гости приезжает Константин Станюкович. К нему попала рукопись Гарина и очень ему понравилась. Константин Михайлович предлагает напечататься в журнале. Но так как главный редактор был однофамильцем Николая Георгиевича, ему необходимо было придумать себе псевдоним. Как раз в это время в комнату вошёл сын писателя Гаря, и с недоверием посмотрел на незнакомца, отец взял сына на колени и стал успокаивать: «Не бойся, я Гарин папа». Станюкович сразу ухватился: «вот и псевдоним – Гарин!». Первые книги выходили под этим именем. Позже появилась двойная фамилия Гарин-Михайловский. Михайловский познакомил Станюковича с первыми главами повести «Детство Тёмы», которая в законченном виде была опубликована в 1892 году. Кроме того, были напечатаны документальные очерки о деревне, которые тоже имели успех.

В 1891 году он возглавил пятую изыскательскую партию по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали, на участке Челябинск – Обь. Опять поиски наиболее удачных и удобных вариантов в прокладке дороги. Это он настоял, чтобы мост через Обь был построен у села Кривощеково. Где вскоре возникнет город Новосибирск, а жители города будут считать основателем Гарина-Михайловского.

Склонность к литературе проявилась ещё в годы учебы в гимназии, но серьёзная литературная деятельность началась когда ему было 35 лет. Это были самые напряжённые полные творческой деятельности годы. Он одновременно разрабатывал и решал сложные проблемы и с не меньшей энергией занимался литературной работой.

Но Николай Георгиевич не был профессиональным писателем, и в душе и на практике и он оставался инженером – путейцем. Его произведения “Детство Тёмы” и “Несколько лет в деревне” получили признание как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в “Русской мысли”. Сотрудничая с этим журналом, Михайловский достаточно близко сошелся с еще одним выдающимся литератором, К. М. Станюковичем.

Талант автора повести “Детство Тёмы” позволил назвать его одним из выдающихся писателей своего времени. Но Гарин-Михайловский достаточно ровно отнесся к неожиданному успеху. Посвящать всю жизнь литературе он не пожелал.

Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений. После “Детства Темы” были изданы “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.

Гарин-Михайловский переехал в Петербург, взялся за издание журнала, купил «Русское богатство», заложив свое имение в 1892 году. В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Очень волновался, посылая своё произведение. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылает поправки. Гарин-Михайловский – автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.

Работа на железной дороге, над новыми книгами далась нелегко. Николай Георгиевич очень устал и решил в 1898 г. отдохнуть, проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но очень интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошёл с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вёл дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе. Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 году. Гарин-Михайловский побывал в ноябре–декабре 1898 г. и в Японии, Америке, Европе.

Главная любовь Николая Георгиевича – дети. У него было 11 детей, семеро – в первой семье, четверо от В. А. Садовской. В его семье никогда не наказывали детей, одного его недовольного взгляда было достаточно. Всюду его окружали дети, чужие дети звали его «дядя Ника». Он любил делать им подарки, устраивать праздники, особенно новогодние ёлки. Сочинял сказки на ходу, прекрасно их рассказывал. Его детские сказки издавались до революции. Разговаривал с детьми серьёзно, на равных.

После войны Николай Георгиевич вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу «Инженеры». Он не умел отдыхать, спал по 3–4 часа в сутки. И ушёл из жизни от переутомления.

В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского, на старом здании железнодорожного вокзала в 1972 г. установлена мемориальная доска с его барельефом. Установлена мемориальная доска и на станции Златоуст.

Предлагаем вашему вниманию викторину по произведению «Детство Тёмы».

Рекомендуем для прочтения книги Н.Г Гарина-Михайловского:

Гарин-Михайловский Н.

Студенты; Инженеры: Повести. — Л. Худож. лит., 1988 — 480 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)

ISBN 5-280-00021-3

«Студенты» и «Инженеры» (незаконченная) — две последние повести автобиографической тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского (1852-1906). В повестях художественно преломился богатый и разнообразный жизненный опыт писателя, отразилась современная ему русская действительность предреволюционной эпохи.

Гарин-Михайловский Н.Г.

Детство Тёмы: автобиографическая повесть / Н.Г. Гарин-Михайловский ; [ вступ. ст. И. Воробьевой] ; худож. Д. Штеренберг. — М. : Дет. лит., 2013. — 216 с. : ил. — (Школьная библиотека).

ISBN 978-5-08-005039-8

В этой повести автор увлекательно, «без утайки и рисовки» рассказывает о своём детстве, пережитых им и запомнившихся на всю жизнь радостях, поступках, мечтах.

Зав. сектором Коваленко Ю.А.