Добрый день, дорогие друзья!
Юбилей — не простой праздник, а серьёзная дата, веха человеческой жизни. И дни рождения бывают не только у людей, но и у книг. А долголетие книги зависит от её читателей. У каждой книги свой характер, своя судьба, свой путь к читателю. Это книги, которые читают и перечитывают… 160 лет исполняется первому большому роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», который был создан после возвращения автора из сибирской ссылки.
Это была… одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни. Ф. М. Достоевский
Информ досье «История написания романа и библейский сюжет»
Роман «Униженные и оскорбленные» – одно из ярчайших произведений гениального русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Идея романа зародилась в 1857 г., но к реализации замысла классик приступил лишь три года спустя.
3 ноября 1857 года Достоевский сообщил брату Михаилу о намерении написать «роман из петербургского быта вроде «Бедных людей» (а мысль еще лучше «Бедных людей»)». После переезда в Петербург весной 1860 г. Достоевский непосредственно приступил к работе над романом, о чем уведомил А.И. Шуберт 3 мая 1860 г.:
«Воротился я сюда и нахожусь вполне в лихорадочном положении. Всему причиною мой роман. Хочу написать хорошо, чувствую, что в нем есть поэзия, знаю, что от удачи его зависит вся моя литературная карьера. Месяца три придется теперь сидеть дни и ночи. Зато какая награда, когда кончу! Спокойствие, ясный взгляд кругом, сознание, что сделал то, что хотел сделать, настоял на своем». Однако работа над романом протекала медленно. «…приступаю к писанию и не знаю еще, что будет, но решаюсь работать не разгибая шеи», — жаловался Достоевский А. П. Милюкову 10 сентября 1860 г. Писатель работал над «Униженными и оскорбленными» более года. Как свидетельствует дата в конце журнальной публикации, роман был завершен писателем 9 июля 1861 г. 16 июля 1861 г. M. M. Достоевский писал в связи с этим Я. П. Полонскому: «Он (Федор Михайлович. — Ред.) только что отделался, то есть кончил роман свой».
Впервые роман был опубликован в 1861 г. в журнале «Время», который издавался под редакцией самого Достоевского и его младшего брата Михаила, был напечатан с подзаголовком «Из записок неудавшегося литератора» и посвящением М. М. Достоевскому. Это первое крупное произведение Достоевского, созданное по возвращении писателя с сибирской каторги и ссылки, выражает глубокую «боль о человеке», страстно защищает достоинство «униженных и оскорбленных», утверждает необходимость решительного переустройства общества, изменения отношений между людьми. Очевидец сильных человеческих страданий, автор вынашивал идею “Самый забитый последний человек есть тоже человек, и называется брат твой”.
Параллельно с «Униженными и оскорбленными» во «Времени» публиковались «Записки из Мертвого дома». По замыслу Достоевского, эти произведения должны были «вернуть из небытия» его литературное имя, а главное – в художественной форме воплотить новую идеологическую концепцию автора. В связи с этим представляется неверным рассматривать роман «Униженные и оскорбленные» как «своего рода подведение итогов» предыдущего периода и анализировать его без учета новой почвеннической позиции автора. «Униженные и оскорбленные» стали первым произведением, в котором мотив блудного сына, актуализировавшийся в творческом сознании писателя в связи с осмыслением своего собственного опыта и обоснованием почвеннической идеи как идеологической и эстетической платформы, выполняет сюжетообразующую функцию. В этом романе притчевая стратегия авторского дискурса проявилась как в сюжетно-композиционной организации, так и в риторике текст.
«Униженные и оскорбленные» – роман о «маленьком человеке», затерявшемся в страшном мире нищеты и порока, об искалеченных душах, о забитых, потерянных людях, обреченных на физическую и нравственную гибель. Это психологическая драма, в которой странным образом переплетаются человеческие судьбы, низость и благородство, любовь и ненависть, добро и зло, романтические представления о жизни и реальная действительность. В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» – лучшим культурным явлением года. «В произведениях г. Достоевского, – писал критик, – мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Антикапиталистическая направленность романа свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х гг.: Петербург показан с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами.
Сюжет романа построен на изображении трагической истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, которые были разорены князем Валковским. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения. И эта семья получила некоторые шансы на спасение. «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, – писал Добролюбов, – являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Сюжетные тайны, запутанные отношения героев, композиционная и смысловая завершенность каждой части – все эти особенности городского «романа-фельетона» были необходимы Достоевскому для решения сложных социально-психологических задач.
Параллельное изображение двух историй, ориентированных на библейский сюжет и имеющих различные финалы, имело для автора принципиальное значение. Представив историю двух семейств – семьи англичанина Смита и русской семьи Ихменевых, Достоевский столкнул в романе две нравственные позиции, изобразил два варианта решения одного вопроса: в духе европейского индивидуализма и «по народной вере и правде».
Название произведения точно определило тип героя, который складывался уже в первых произведениях Достоевского. В петербургском мире открыто столкнулись мораль «униженных и оскорбленных» и тех, кто унижает и оскорбляет. Писатель считает, что единственной защитой «униженных и оскорбленных» является любовь и сострадание, помощь друг другу. Достоевский призывает к отстранению от несправедливой жизни, к уходу в замкнутый мир христианского учения о любви к ближнему. В семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе, считая, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо. Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.
Виртуальный дайджест «Писатели и критики о романе «Униженные и оскорбленные»
Цитаты из романа:
Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых, и главное – уважай сам себя.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно.
Не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие.
Я ещё верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера, потому что без неё даже и худо-то жить нельзя: пришлось бы отравиться.
Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…
Хоть бы в сумасшедший дом поступить, что ли, что бы перевернулся как-нибудь весь мозг в голове и расположился по-новому…
Сами себе горести создаем, да еще жалуемся…
Говорят, сытый голодного не разумеет; а я, Ваня, прибавлю, что и голодный голодного не всегда поймет.
Известны многочисленные советские театральные постановки «Униженных и оскорбленных».
Приглашаем всех желающих посмотреть экранизацию спектакля Евгения Велихова по роману «Униженные и оскорбленные», представленный на основной сцене Государственного академического малого театра России на канале «Культура» https://www.culture.ru/movies/1830/unizhennye-i-oskorblennye
Униженные и оскорбленные» — это роман жизни, где низкое, эгоистическое, гордое преодолевается добротой сердца, прощением и любовью.
Мероприятие подготовила зав. сектором Харьковская Н.А.