Её Величество Книга,
Его Величество Знанье
Желают людей подвигнуть
К открытиям и созиданью.
А мы, как всегда, инертны,
Для многих друзья - диваны,
К призывам порою мертвы,
Таращась в телеэкраны. Где кормят готовой кашей,
В которой положен дёготь,
Потратите время ваше,
Но пользы душе не найдёте.
Цените добрые книги
За пользу, пример и участье,
Они, как святые лики,
Даруют любовь и счастье.
Без книг яркость чувств скудеет,
Душа просит пищи снова,
Кто книги читать умеет,
Тот ценит Святое Слово!
14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги.
Этот праздник, который стал ежегодным, был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Фёдорова «Деяния Апостольские» или просто — «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси. Это великое событие для нашей страны произошло по старому стилю 1 марта 1564 года.
Книгопечатанию в России предшествовала эпоха рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора», то есть без ошибок и отступлений от церковных норм. Это стало одной из важных причин возникновения печатания книг.
В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что ему поставлен памятник в столице нашей Родины? Кто же такой Иван Фёдоров?
Переверзева Таисия Александровна — помощник настоятеля (благочинного, протоиерея Димитрия Осяк) по молодежно-миссионерской работе храма иконы Божией Матери «Умиление» расскажет о жизни и деяниях первопечатника Ивана Фёдорова, благодаря которому в Русском государстве стало развиваться книгопечатание.
Далее поговорим о том, что такое православная книга сегодня и какое место она занимает в жизни современного человека.
Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? Православная литература — это те книги, которые настраивают человека на духовное, настраивают человека на спасение души и показывают пути духовного совершенствования. Православная литература четко разграничивается по видам. Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид — литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. Можно сказать, что это самое перспективное литературное направление в Православии. Затем мы можем говорить об агиографии — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все, что издревле составляло атрибутику православного человека. И, конечно же, большое направление — детская православная литература.
Художественная литература в настоящее время составляет большую долю спроса. Связано это с тем, что большое количество наших сограждан находятся на пути воцерковления, очень много воцерковляется детей. Поэтому людям необходима такая литература, которая поможет войти им в церковную ограду, которая даст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру. Среди современных прихожан пользуется спросом такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Церковь в этой области реагирует на запросы общества. При этом нужно отметить, что не литература опускается до уровня восприятия общества, а общество поднимается по ступеням до уровня предлагаемой литературы. Несомненно, святоотеческую литературу не многие читают во всем своем объеме. Это чистое золото, но к нему нужно прийти. Но и та православная литература, о которой было сказано выше, соответствует предъявляемым ей требованием, а именно имеет направленность на духовное совершенствование человека.
Примечательно, что после советского периода многие неверующие люди при помощи православной литературы пришли в Церковь, обратились к Богу. Несомненно, знакомство в ненавязчивой форме с православной культурой незаметно подвигает человека к осмыслению своего мировоззрения.
За те сто лет от первой книги «Апостол» до старообрядческого раскола наша страна пережила бум книгопечатания, книгопечатание было очень развито. А после раскола в течение пятидесяти лет пришлось долго выходить на прежний уровень. Наш русский человек изначально очень любил книгу. Перед расколом мы достигли высочайшего уровня понимания книги и отношения к ней. С чего же нужно начинать православное чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрита Тихона (Шевкунова). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это — основа христианства.
К книге православной приходит тот, кто нуждается в ней и находит ответы на свои вопросы. А нахождение ответов порождает в человеке духовную радость. Сам Бог открывается через чтение текстов.
Предлагаем Вашему вниманию выступление клирика храма иконы Божией Матери «Умиление» иерею Алексию Ряжских, который Вас познакомит с главной книгой христианства, в которой заключена жизнь для людей — «Святое Евангелие». В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.
Коллектив библиотеки имени М.Ю. Лермонтова благодарит за участие в мероприятии клирика храма иконы Божией Матери «Умиление» иерея Алексия Ряжских и помощника настоятеля (благочинного, протоиерея Димитрия Осяк) по молодежно-миссионерской работе храма иконы Божией Матери «Умиление» Переверзеву Таисию Александровну.
Спасибо за внимание!
Заведующий сектором Харьковская Н.А.