5 февраля – день рождения Николая Александровича Добролюбова, литературного критика, поэта, публициста, революционного демократа. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую. Учителем он был и в жизни. Некоторое время он был домашним наставником у князя Куракина; в 1858 году стал репетитором по русской словесности во 2–м кадетском корпусе. Цель воспитания теоретик видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно–критических работ: «О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др. Цель воспитания определял, как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек – это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание.
Ведущий библиотекарь Круглова О. Ю.