Появление этой профессии восходит к началу железного века и связано с началом обработки металла человеком. Изготовление изделий из железа требовало особой силы и навыков, поэтому издревле считалось мужским ремеслом. Работа с огнем и способность придавать форму металлу в глазах первобытных людей наделяло кузнеца особой магической силой. И это, конечно же, нашло отголосок в духовной жизни людей. Предания, мифы и легенды разных народов рассказывают о боге-кузнеце, образ которого подчас включает в себя также и профессиональный инструмент — молот. Постепенный уход от кузнечного ремесла не повлиял на атрибуты и сохранил высокий статус дошедших до наших дней героев древних мифов. В славянской мифологии эта роль отводилась Сварогу – богу, сотворившему (сварганившему) землю и небо на заре времен и породившему божества, отвечающие за природные стихии. Со временем Сварог стал покровителем земледелия и семьи. По дошедшим до нас сведениям день Сварога отмечался 1 ноября.
С принятием христианства на Руси начался процесс замещения языческих богов святыми. И на смену Сварогу пришли святые Косьма и Дамиан. В канонических житиях эти святые выступают целителями человеческих тел и душ, однако, в народе нередко представлены как один святой Косьмодемьяна (Кузьмодемьян), покровительствующий кузнечному делу, женскому рукоделию, браку и земледелию. Реформа русской церкви 17 века, призванная привести русские православные обряды в соответствие с греческими, передвинула привычный на тот момент календарь на 2 недели вперед и день святых Косьмы и Дамиана стал отмечаться 14 ноября.
Ведущий библиотекарь Круглова О. Ю.