Добрый день, дорогие друзья!
Всероссийский общественно-церковный праздник День милосердия и благотворительности отмечается 23 августа.
Впервые этот праздник отмечался в 2004 году в связи с 400-летием блаженной кончины Святой Иулиании Лазаревской (Муромской) – подвижницы, прославившейся самоотверженным жертвенным служением бедным, немощным и сиротам. Центром проведения праздника стала Владимирская земля. К этому событию было приурочено завершение основных работ по восстановлению древнейшей монашеской обители России – Муромского – Спасо-Преображенского монастыря.
День милосердия и благотворительности проходил и ранее в отдельных регионах нашей страны, а в августе 2004 этот праздник по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия получил статус всероссийских церковно-общественных торжеств. С 2004 года праздник проводится ежегодно 23 августа.
Ежегодно во время торжеств вручается орден «За милосердие и благотворительность». Орден вручается за искреннее проявление милосердия и благотворительности, укрепление традиции православия, возрождения духовного величия России, укрепление основ семьи.
Лицам, награжденным орденом, присваивается звание «Кавалер ордена «За милосердие и благотворительность», вручаются диплом и икона Святой Праведной Иулиании Лазаревской работы современных мастеров. Ежегодно вручается не более трех орденов. Орден не может вручаться дважды.
Святая Иулиания
История жизни Иулиании Осорьиной, на первый взгляд, проста и неприметна. Праведная Иулиания родилась в Москве, в знатной и благочестивой семье, в 30-е годы XVI века. Оставшись в шесть лет сиротой, Иулиания попадает в Муром, где жила ее бабушка. Девочка была удивительно тихой и набожной. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие.
Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. В шестнадцать лет Иулиания была выдана замуж за владельца села Лазарево Юрия Осорьина. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи.
Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.
Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась. Днем и вечером она занималась хозяйством, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов.
После смерти супруга Иулиания еще больше занялась делами благотворительности. Почти все состояние она раздала нищим и убогим, а сама дошла до крайней бедности, отказывая себе во всем.
В царствование Бориса Годунова (1601 — 1603 гг.) случился страшный голод. Все лето шли дожди, а в августе наступили зимние холода. Хлеба не уродилось совсем. Нищета и запустение царили в доме Иулиании, но и в этот период она не переставала помогать людям и пекла хлеб, приготовленный из лебеды и содранной коры деревьев.
Вскоре Иулиания заболела, но по-прежнему вставала по ночам и молилась. Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 15 января 1604 года.
В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие, особенно дети, получали исцеления от болезней. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.
Род святой Иулиании не угас, и ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом, автор ряда книг.
Храм в селе Лазарево, где находились мощи святой Иулиании, был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. Сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской возвращены Православной Церкви и находятся в Муромском Николо-Набережном храме Мурома.
Благотворительность в России
Милосердие всегда было характерной чертой российского общества. Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».
С принятием христианства (988) призрение бедных осеняется религиозным чувством и концентрируется в церквях и монастырях. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня — важный ритуал для спасения души.
К концу XVII в. государство постепенно стало брать на себя роль Церкви в попечении о нуждающихся. До Петровского времени милостыня, главным образом, была «ручной» и частной. По указу Петра I пожертвования стали отправлять организованно в благотворительные учреждения, выполняющие функции больниц, богаделен и сиротских домов.
История светской благотворительности в России фактически началась в эпоху Екатерины II. Она распорядилась открывать Воспитательные дома для подкидышей и бесприютных младенцев в Москве и Санкт-Петербурге.
До конца XIX в. дело попечения о нуждающихся находилось в руках государства и императорской фамилии.
Особым органом государственного управления российской благотворительностью было Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), созданное в 1797 г., когда Воспитательные дома в обеих столицах перешли в ведение императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. После смерти Марии Федоровны (1828) ВУИМ последовательно возглавляли императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна и Мария Федоровна (мать Николая II).
В 1879 г. было учреждено Российское общество Красного Креста, объединившее большинство Общин сестер милосердия. До революции возглавляла Красный Крест Императрица Мария Федоровна, вдова Александра III. Их дочь, великая княгиня Ольга Александровна Куликовская-Романова, в годы первой мировой войны служила простой сестрой милосердия.
В годы войны РОКК брало на себя организацию госпиталей на фронтах и в тылу, подготовку санитарного персонала, сборы пожертвований в пользу раненых воинов. В мирное время учреждения РОКК осуществляли попечение о военных инвалидах и семьях погибших воинов, помогали гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий, голода и эпидемий. Источниками финансирования РОКК являлись пожертвования частных лиц, проценты с ценных бумаг и различные сборы – за почтово-телеграфные услуги, железнодорожные билеты и др.
На рубеже XIX-XX в. движение благотворительности в России приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Строились лечебницы, мастерские, учебные классы, открывались пункты помощи нуждающимся и благотворительные центры. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей жертвовались на благие цели, что свидетельствовало о процветании дела.
Для русских купцов, воспитанных в христианстве, творить добро было естественно и необходимо. Многие промышленники открывали при заводах больницы, храмы, детские приюты. Павел Михайлович Третьяков, Савва Иванович Мамонтов, Сергей Иванович Щукин, Мария Клавдиевна Тенишева, Иннокентий Михайлович Сибиряков Морозов – лишь немногие имена меценатов, чье неравнодушие к чужой беде и стремление к процветанию общества способствовало развитию культуры, благотворительности и образования. Галереи и театры, школы, университеты и библиотеки, основанные ими, являются достоянием России и по сей день.
С приходом советской власти благотворительность была позабыта и возродилась вновь лишь в девяностых годах минувшего века. Эти годы были ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В условиях, когда последствия финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными слоями населения, благотворительная деятельность приобрела особую значимость в деле оказания помощи неимущим.
Благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны – Конституции РФ. А в 1995 году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В настоящее время активно развиваются негосударственные формы благотворительности. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: помощь детским домам и больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение, поддержка семей погибших и раненых военнослужащих и др.
Меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.
Благотворительность (филантропия — philanthropía, греч.) — добровольная и безвозмездная деятельность частных лиц или организаций по оказанию помощи отдельным людям или организациям в виде предоставления имущества, финансовых средств, выполнения работ, оказания услуг и иной поддержки. В отличие от спонсора, благотворитель не рассчитывает на выгоду от своих действий и не претендует на нее даже в случаях, если эта выгода наступает. В отличие от спонсорства, благотворительность может быть скрытой – тайной или анонимной.
Предлагаем Вашему вниманию книгу Татьяны Борисовны Кононовой «Очерки истории благотворительности», доктора исторических наук, профессор, кафедра теории и методологии социальной работы, РГСУ, г. Москва.
Настоящее издание представляет собой сборник избранных статей по истории благотворительности. В нем содержатся такие малоизвестные широкому кругу специалистов материалы, как лекции профессора Московского университета, специалиста по общественному призрению в дореволюционной России, одного из ведущих теоретиков социальной помощи в нашем Отечестве и за рубежом В. И. Герье (1837 1919); материалы о благотворительной деятельности супруги Павла I императрицы Марии Федоровны, подготовленные полностью на основе редких архивных документов; биографии малоизвестных выдающихся благотворителей и коллекционеров. Сборник содержит также сведения о современных отечественных и зарубежных благотворительных организациях и благотворителях, осуществляющих свою деятельность на территории современной России. Рекомендуется в качестве учебно-вспомогательных материалов к курсам «История социальной работы» и «Социальная благотворительность «.
Кононова, Т.Б. Очерки истории благотворительности : учеб. пособие / Т.Б. Кононова. – М.: Дашков и К’, 2005. – 338 с.
Мероприятие подготовила заведующий сектором Харьковская Н.А.