Добрый день, дорогие друзья!
4 июня 1922 года в советском издательстве «Рабочая газета» вышел первый номер еженедельного иллюстрированного приложения к газете «Рабочий». С тринадцатого номера приложение стало журналом и стало называться «Крокодил».
Инициатором создания журнала и его первым редактором стал Константин Степанович Еремеев (1874–1931).
В «Крокодиле» печатались поэт Владимир Маяковский, журналист Михаил Кольцов, писатели Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров и многие другие сатирики.
Журнал долгие годы оставался главным юмористическим журналом страны. Сатира журнала «Крокодил» не ограничивалась мелкими бытовыми темами (разоблачения бюрократов, алкоголиков, взяточников, халтурщиков, стиляг, критика некомпетентных руководителей среднего и низшего звена). Она также отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики.
«Театр Крокодила Уделялось внимание вопросам культурной жизни. В постоянном отделе» осмеивались халтурщики от литературы и искусства, разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей, саботажники-интеллигенты, нытики, паникеры и т. п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками.
«Крокодил» быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.
С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск «Живого «Крокодила»» — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов. Активное участие в «Живом «Крокодиле»» принимал В. Маяковский.
Большую помощь оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма.
Этот прием помогал читателю, в особенности молодому, ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен.
В 1931 г. Горький встретился с сотрудниками «Крокодила» и в беседе с ними высказал критические замечания по поводу работы журнала. Это вмешательство Горького повлекло за собой значительную перестройку «Крокодила».
В 1934 г. редактором журнала стал М. Кольцов, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.
М. Кольцов привлекает к активной работе в «Крокодиле» талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ермилов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др.
Эренбург и др.
Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила».
Из номера в номер печатаются на его страницах памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Замечательным достижением является его политическая карикатура на международные темы, представленная именами Л. Бродаты, Кукрыниксов, К. Елисеева, Б. Ефимова, Ю. Ганфа и др.
«Крокодил» этих лет сыграл немалую роль в воспитании советского народа в духе непримиримой ненависти к фашизму. Он призывал к бдительности, к боевой готовности, укреплял в массах чувства пролетарского интернационализма, советского патриотизма.
Сатира «Крокодила» мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, «Окнами» ТАСС сатира «Крокодила» в эти годы становится большой агитационной силой.
Многие сатирики «Крокодила» в годы Великой Отечественной войны сражаются в рядах Советской Армии. Из действующей армии, с передовой линии огня шлют они в свой журнал острые гневные произведения.
За перо и карандаш берутся в эти годы и сатирики старшего поколения, остававшиеся в тылу и взявшие на себя хлопоты по бесперебойному выпуску журнала (Д. Заславский, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, Н. Иванов-Грамен, Н. Кружков, Л. Никулин, С. Маршак, Л. Митницкий, М. Пустынин, В. Тоболяков и др., художники Л. Бродаты, Ю. Ганф, К. Елисеев, Б. Ефимов, А. Каневский, М. Черемных и др.)
Война закончилась, журнал сохранял свой прежний «фронтовой» вид.
В постановлении ЦК партии, опубликованном в сентябре 1948 г., журнал подвергся справедливой критике. Отмечался отрыв редакции от жизни, отсутствие необходимой требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывалось на непривлекательный внешний вид.
После постановления журнал заметно улучшился. Он стал печататься на 16 стр., с красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге. Резко улучшилось и его содержание. Вновь появляются «Вилы в бок», расширяется отдел «Дорогой Крокодил», возникает рубрика «Крокодил помог». Критическим сигналом читателей отводятся отделы и рубрики «Сообщаем адреса», «С подлинным скверно», «Как ни странно, но…», «Фотовитрина Крокодила», «Из напечатанного» и др.
Расширение связей с массами позволило редакции сделать свои критические выступления конкретными и действенными.
В условиях культа личности советская сатира фактически была обречена на прозябание, она отстранялась от активного воздействия на жизнь, лишалась своих основных качеств — смелости, принципиальности и остроты в постановке важнейших вопросов общественного развития страны, злободневности и боевой непримиримости к конкретным носителям зла, лишалась права на художественные обобщения, типизацию.
Резкий перелом в советской сатире вообще, в «Крокодиле» в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики.
Неизмеримо возрастает доля участия читателей в подготовке номеров. Критические сигналы и заметки десятками печатаются в отделах и рубриках «Дорогому Крокодилу!», «Слово читателя», «Нарочно не придумаешь», «Отклики и реплики», «Просим сообщить», «Из ненапечатанного», «По прямому проводу», «Нам сообщают», «Непотребный ширпотреб», «Крокодил помог, но…», «Телеграф Крокодила» и др.
«Крокодил» ведет борьбу за экономию государственных средств. Был выпущен специальный тематический номер «О копейке», заведены постоянные рубрики «Моя копилка», «Выставка расточительства» и др.
Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел «Быт или не быт?»).
Регулярно отражается культурная жизнь (отделы «Таланты и поклонники», «Листая страницы», «Среди муз и граций», рубрика «Литературные пародии» и др.). Под рубрикой «Мои интервью» и «Мой вернисаж» читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных литераторов и деятелями современного искусства. Часто выступают в «Крокодиле» сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран.
Многогранна международная тематика. Разоблачаются поджигатели войны, остро осмеивается атомный психоз, раскрывается подлинное лицо буржуазной идеологии, политики, дипломатии. «Крокодил» по праву занимает почетное место ведущего журнала в большой многонациональной семье сатирических изданий нашей страны
В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.
С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году…
«Крокодил» — это не просто социальная сатира. Это ещё и история страны.
Предлагаем Вашему вниманию дайджест «Крокодил в лицах», посвященный создателям легендарного журнала.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузнецова М. И.