Развлекательно-познавательная программа «Мир танца»

      Комментарии к записи Развлекательно-познавательная программа «Мир танца» отключены

Добрый день, дорогие друзья!

Танец – удивительный вид искусства. С одной стороны, в нём присутствовала данная богом человеку способность через пляску выражать свои чувства. С другой – танец служил средством общения людей с окружающим миром. Миром огромным и непостижимым, где правил ритм – символ вечности! Именно ему подчинены рождение и смерть, природа и человек, простейший шаг и самые витиеватые и виртуозные па. Через танец наши далёкие предки общались со своими суровыми и грозными богами, веря, что пляска и жертвенный огонь умилостивят бессмертных, помогут в охоте, пошлют победу в битвах, спасут от болезни.

«Международный день танца посвящен языку, на котором может говорить каждый человек на свете, это врожденный язык наших тел и наших душ, наших предков и наших детей.»

Международный день танца (International Dance Day) празднуется во всем мире 29 апреля.

Танец – одно из древнейших искусств. Он помогал выражать эмоции, являлся частью обрядов, им отмечали все значимые события. Свои танцевальные традиции были у каждого народа. Ритуальные танцы сменились народными и салонными, а затем возникла основа балета – классический танец.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки (подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д.). Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

История праздника

Праздник был учрежден в 1982 году по инициативе Международного совета танца (International Dance Council, CID) ЮНЕСКО. Дату предложил педагог и хореограф Петр Гусев. Она выбрана не случайно – 29 апреля родился Жан-Жорж Новерр, французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, реформатор, вошедший в историю как «отец современного балета». Он являлся учеником балетмейстера Л. Дюпре, выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. Долгое время балет являлся лишь частью оперного представления, Новерр же первым начал ставить самостоятельные танцевальные спектакли. Он также предложил избавить танцоров от громоздких нарядов и масок, мешающих исполнению пируэтов. Ему принадлежит труд «Письма о танце и балетах» (1759), в котором он изложил принципы балета-пьесы. Воплощался он с помощью собственно танца и пантомимы.

Традиции праздника

Танец – универсальный язык, объединяющий людей разных культур и национальностей, и Международный день танца – повод уделить внимание этому виду искусства. Он посвящен всем стилям и направлениям, от балета до хип-хопа. Конечно же, празднование связано с различными танцевальными мероприятиями: актеры ставят спектакли, в том числе уличные, театры и школы проводят дни открытых дверей, люди устраивают массовые танцевальные флэшмобы и вечера танца разных стилей.

Существуют и традиционные официальные мероприятия, такие как ежегодное обращение выдающегося деятеля мира хореографии. Цель такого выступления – обратить внимание на способность танца объединять людей, его красоту, а также поздравление коллег. Первым с таким посланием выступил в 1982 году артист балета Хенрик Нойбауэр.

В числе прочих были хореографы Юрий Григорович, Роберт Джоффри, Ханс ван Манен, Мэги Марэн, Морис Бежар, Иржи Килиан, Матс Эк, Стефан Пейдж, Саша Вальц, танцовщик Кадзуо Оно (один из основателей танца буто), танцовщики и хореографы Мерс Каннингем, Уильям Форсайт (создатель техники импровизации), Глэдис Агульяс, Акрам Хан, Хулио Бокка, Анна Тереза де Кеерсмакер, Лин Хвай-мин, танцовщица Кэтрин Данэм, балерины Майя Плисецкая, Алисия Алонсо, Мияко Ёсида (Йошида), Ульяна Лопаткина.

Международный день танца – время для вручения наград и премий. В России в этот день вручают единственную профессиональную балетную премию «Душа танца». Она была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации.

С 1991 года проводится также «Бенуа танца», ежегодный балетный фестиваль, основанный Международной ассоциацией деятелей хореографии. Первая церемония награждения и гала-концерт состоялись в 1992 году на сцене Большого театра в Москве.

Направления танцев

Существует большое количество направлений и стилей. Культура различных народов нашла отражение в фольклорных танцах. К XIV веку восходит история бальных танцев.

В особую категорию можно выделить спортивные бальные танцы, которые находятся на грани танцевального искусства и спорта.

Социальными танцами, напротив, занимаются не для соревнований, а для досуга и обмена положительными эмоциями. Вне танцевальных студий, на улицах и вечеринках, появились уличные танцы, такие, как брейк-данс. Отдельно стоит выделить балет, сценический танец-представление.

В начале XX века зародился танец модерн, который отвергал традиционные балетные формы. Яркой представительницей этого направления была Айседора Дункан.

Далее продолжат наше мероприятие виртуальные портреты великих артистов русского балета.

Матильда Кшесинская впервые вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Едва окончив театральное училище, она стала известной танцовщицей. Балетмейстер Мариус Петипа называл Кшесинскую первой звездой русского балета и создавал партии специально для нее. С 1911 года балерина танцевала в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1902 году Матильда Кшесинская родила сына от двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича. После революции вместе с великим князем Кшесинская эмигрировала во Францию. Там они поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.
«Пушинка, легкость, ветер», — сказал об Анне Павловой хореограф Мариус Петипа на вступительном экзамене в театральном училище. Ее известным сценическим образом стал «Умирающий лебедь» из одноименной хореографической миниатюры Михаила Фокина. Павлова участвовала в антрепризе Дягилева «Сильфида», художник Валентин Серов изобразил ее в этом образе на афише 1909 года — парящую и воздушную.

После участия в Русских сезонах Павлова создала собственную балетную труппу и гастролировала с ней по разным странам. Мир охватила «павловомания»: голландцы назвали в честь балерины новый сорт тюльпанов, австралийцы — торт-безе, а европейские модницы подражали экстравагантному стилю Павловой в одежде: носили расшитые манильские шали с кистями и шляпки в испанском стиле. 
В театральном училище Агриппина Ваганова отличалась от своих изящных сокурсниц: она была невысокой, ей не хватало природной гибкости и пластики. Начинающая танцовщица много упражнялась, в репетиционном зале она выработала свою легендарную «вагановскую» технику. Балетные критики тех лет писали о ее «стальном носке», сильных прыжках и отточенных движениях. 

Балерина разработала новую методику преподавания хореографии, которая стала основой мировой балетной педагогики. Ученики Вагановой гастролировали по всему миру. В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра.
Николай Цискаридзе – Российский артист балета и педагог. Российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992—2013 годах, Народный артист России (2001), Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России (2000, 2002), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. 

Танец – такой вид искусства, в котором художественный образ создается при помощи пластики, грации, чаще сопровождается музыкой и имеет своей целью рассказ сюжета, с одной стороны, и выражение мыслей, чувств и эмоций, с другой стороны. Танец как явление культуры связан неразрывно с музыкой, живописью и литературой. С древнейших времен люди посредством танца выражали свои мысли, свое отношение к жизни, свои эмоции. В русской классической литературе невозможно пройти мимо тех произведений, где показана поэтика танца.

Предлагаем Вашему вниманию подборку цитат из литературных произведений великих классиков.

Также показан мотив танца в произведениях писателей XX века: В. Брюсова (новелла «Менуэт», роман «Огненный ангел»), М. Горького («Сказки об Италии», роман «Жизнь Клима Самгина»), Л. Андреева (пьесы «Жизнь человека», «Анатема», рассказ «Стена»), А. Белого (роман «Петербург», стихотворения «Пир» 1902 г., «Пир» 1905 г., «Маскарад», «В летнем саду»).

Есть «танцевальные» сцены в произведении М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», в романе М. Замятина «Мы», в рассказах В.М. Шукшина «Верую», «До третьих петухов», «Танцующий Шива», «Далекие зимние вечера», «Степка», «Сени», «Камаринская», «Подгорная», «Барыня», «Классный водитель», «Гринька Малюгин», в книгах писателей XXI века, например, Виктории Токаревой «Глубокие родственники», «Стечение обстоятельств», «Неромантичный человек», «Ни сыну, ни жене, ни брату», «Ничего особенного», «Самый счастливый день», «Не сотвори».

Как мы видим, мотив танца находит отражение в произведениях самого разного жанра. В литературе, рассказывая о танце, художник не стремится воссоздать его целостно – танец становится одним из художественных средств, помогающих писателю раскрыть состояние души либо танцующего, либо повествователя. Танец в литературе – это лишь впечатление зрителя от танцующих или впечатления самих танцующих.

Далее продолжить мероприятие хочется беседой о казачьих танцах.

казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские, запорожские… У всех свои традиции, история и т.д. Однако главная особенность всего казачества – это воинственность. Все казаки – это в первую очередь воины. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства.

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:

  1. Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских  и донских казаков.
  2. Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка.

Одежда

Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.

Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.

Свобода

Казаки – очень свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах. Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах. Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол.

Танцы донских казаков неразрывны с их историческим образом жизни. Казаки – это, прежде всего, воины и все мужские танцевальные движения связаны именно с оружием. Казачья шашка или сабля – неотрывный атрибут танцора. Демонстрация искусства обращения с оружием не что иное, как зримое выражение воинственности, удали, судьбы и свободомыслия степного народа. В бой, как говорится, с песней, танцем и лихим настроем. Все хореографические движения мужчин в казачьем танце выверены и угрожающе точны. Мужской танец – демонстрация силы и молодецкой удали.

Женский казачий танец

В отличие от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

В казацком танце и женщины по-своему прекрасны. Главной отличительной чертой казачки всегда считалась осанка. В этой осанке чувствуется дерзость. Положение рук кулачками на крутых бедрах, только усиливают этот эффект. Движения энергичны, точны, горделивы. Девушки на сцене чувствуют себя свободными как степной ветер, как свист разрезающей воздух шашки. В этом есть некоторая игривость и непередаваемая словами вольность.

Вся наша жизнь — прекрасный танец.
Вся наша жизнь — калейдоскоп.
Давайте танцем наслаждаться
Без лишних фраз, без лишних слов.
Сегодня музыка играет,
Движенья плавно и легко
В круженье нашем возникают.
Наш смех несется далеко.
Пусть будет долгим этот танец.
Пусть будут яркими цветы,
Что никогда не увядают
В чудесный праздник красоты!

И для всех знатоков и любителей танцев онлайн-викторина «Движение – жизнь, поэтому танцуй!

С ПРАЗДНИКОМ!

Мероприятие подготовила зав. сектором Харьковская Н.А.