Фольклорные посиделки «Верба в дом-из дома беды»

      Комментарии к записи Фольклорные посиделки «Верба в дом-из дома беды» отключены

17 апреля 2022 года весь православный мир отмечает Вербное воскресенье.

Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. На Руси этот праздник называется Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

Название на Руси происходит от того, что символом праздника являются веточки вербы. 

 В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В XVI–XVII веках в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

В XIX веке празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах , шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.

В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

С приходом вербного воскресенья связывалось немало обрядов и примет. Вот некоторые из них:

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. 

Веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого постукивают ею по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».

На Вербное воскресенье идет дождь – жди хорошего урожая

Эта примета основана на вековых наблюдениях наших предков. Если же на Вербное воскресенье стоит ясная и солнечная погода, то можно ожидать неурожайного года. А вот если в этот день пасмурная погода, а дождя нет, то урожай собрать удастся, но далеко не такой, какой хотелось бы.

Съешь почку вербы – решится важное дело. 

Освященные веточки вербы было принято хранить целый год за иконой. Если предстояло идти на важные переговоры или начать важное дело, то нужно оторвать от освященной веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно не часто. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. 

Раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. 

Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. У этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. 

Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. 

Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Много стихов посвящено  вербе и вербному воскресенью. Вот некоторые из них.

        Вербочки 
 Мальчики да девочки 
 Свечечки да вербочки
 Понесли домой.
 Огонечки теплятся,
 Прохожие крестятся,
 И пахнет весной.
 Ветерок удаленький,
 Дождик, дождик маленький,
 Не задуй огня!
 В Воскресенье Вербное
 Завтра встану первая
 Для святого дня.
                       Александр Блок 
        Вербы 
 Вербы овеяны
 Ветром нагретым,
 Нежно взлелеяны
 Утренним светом.
 Ветви пасхальные,
 Нежно-печальные,
 Смотрят веселыми,
 Шепчутся с пчелами.
 Кладбище мирное
 Млеет цветами,
 Пение клирное
 Льется волнами.
 Светло-печальные
 Песни пасхальные,
  Сердцем взлелеяны,
  Вечным овеяны. 
                       Константин Бальмонт 
    Уж верба вся пушистая
 Уж верба вся пушистая
 Раскинулась кругом;
 Опять весна душистая
 Повеяла крылом.
 Станицей тучки носятся,
 Тепло озарены,
 И в душу снова просятся
 Пленительные сны.
 Везде разнообразною
 Картиной занят взгляд,
 Шумит толпою праздною
 Народ, чему-то рад...
 Какой-то тайной жаждою
 Мечта распалена –
 И над душою каждою
 Проносится весна.
                      Афанасий Фет 

В живописи этот праздник также нашёл своё отражение. Предлагаем вашему вниманию вернисаж «Вербное воскресенье глазами художников».

Вербному воскресенью посвящали картины, стихи. Разные авторы, в том числе и лирики, представляли свое личное видение, но все работы объединены одним — чувством радости. Эту радость они передают зрителю и читателю в искусстве. Радость, связанную с приходом весны, приближением светлого Христова воскресенья и символом вечной жизни.

Мероприятие подготовила вед. библиотекарь Кандашова С.Е.