Изделия с хохломской росписью стали такими же символами России, как матрешка и самовар.
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Хохломское искусство возникло и развивалось в нижегородском Заволжье, где обработка дерева издавна достигла высокого художественного уровня. Истоки этого искусства уходят в глубину веков. Чтобы о них узнать, мы перенесемся в далекое прошлое, побываем в селах и деревнях, где появилось и расцвело искусство Хохломы, где деревенские дома украшали пышной резьбой с русалками и львами среди ветвей, где резчики по дереву создавали затейливые формы для узорных пряников. Именно эта высокая культура русского древоделия питала своими живительными соками творчество хохломичей. Познакомимся мы и со старыми мастерами промысла и их молодыми учениками. Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет.
Есть ещё одна версия появления этой росписи. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.
Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья.
В 1899 году хохлома покоряет Париж — завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.
Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла этот промысел стал известен на весь мир. Однако вещи с хохломой любят не только за вид и нарядность — если бы не было прочного лакового покрытия, которое позволяет использовать предметы в быту, они бы не получили такой популярности.
Библиотекарь 1 категории Кузнецова М. И.