23 января,190 лет назад родился Эдуард Мане — художник, гравёр. Его жизнь – это его картины. Он творил для людей и старался своим творчеством утвердить величие красоты. Один из самых выдающихся живописцев Франции, Эдуард Мане своим искусством предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников.
Информ-досье ««Я пишу то, что есть, а не то, чего нет!»
Эдуард Мане (1832-1883) – французский художник и гравёр, считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Многие его картины стали украшением самых прославленных музеев мира – «Белые пионы», «Бар в «Фоли-Бержер», «Олимпия», «Завтрак на траве», «Лола из Валенсии», «Нана», «В оранжерее», «Музыка в саду Тюильри», «Железная дорога», «В лодке», «Сливовица». Великий живописец получил всеобщее признание через многие годы после смерти.
Полотна Эдуарда Мане, избавившего живопись от академических штампов, долгое время оставались непонятыми. Консервативные современники автора предпочитали восторгаться картинами, написанными в соответствии с общепринятыми канонами, а все новое и свежее категорически отвергали.
При жизни Мане публика не была готова принять его мировоззрение, также, как и творческие взгляды соратников художника Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Пьера Ренуара и Фредерика Базиля. Сейчас это кажется невероятным, но первая же выставка живописцев-реформаторов с треском провалилась.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Живописец родился 23 января 1832 года во французской столице. Его родителями были министр юстиции Огюст Мане и дочь дипломатического сотрудника Эжени-Дезире. В наследнике родители видели успешного юриста или важного государственного деятеля. Однако биография Эдуарда сложилась совершенно иначе.
Семилетнего Мане определили в школу-пансион, находившуюся в аббатстве Пуалу. Здесь у юноши с учебой не сложилось, поэтому родитель перевел его в другой колледж. Мальчик не раз высказывал желание стать художником, но отец с матерью не воспринимали эти мечты всерьез. По их убеждению, сын должен был непременно получить престижное образование и устроиться на хорошую должность.
Творческие задатки будущего творца могли бы погибнуть еще в юности, если бы не помощь дяди со стороны матери. Эдмон-Эдуард Фурнье выхлопотал для племянника место в группе по живописи, занятия в которой Мане посещал после учебы.
В то время преподавание строилось на строгом соблюдении академических стандартов, и всякое проявление самобытности категорически отметалось. По этой причине Эдуард не испытал ожидаемого удовольствия от учебы в художественной студии. Вместо скучных заданий по копированию гипсовых статуй юноша предпочитал рисовать портреты одноклассников.
Когда Мане-старший окончательно смирился с тем, что отпрыск ни за что не согласится на государственную службу, он позволил ему стать мореплавателем. В конце 1848-го молодой человек был принят юнгой на судно, которое следовало в Рио-де-Жанейро через Атлантический океан. Это путешествие буквально перевернуло внутренний мир мечтательного паренька.
Привыкший к серому парижскому небу Мане открыл для себя море солнца и невероятное изобилие красок. Именно тогда в нем укрепилось желание научиться переносить увиденные сцены на холст. Вернувшись домой через несколько месяцев, юнга привез с собой целый чемодан карандашных эскизов, сделанных во время далекого плавания.
В Париже Эдуард поступил в художественную мастерскую живописца Тома Кутюра, где обучался в течение шести лет. Однако и здесь молодой бунтарь столкнулся с академическими клише, которым предпочитал следовать Кутюр. Мане же мечтал создавать по-настоящему живые полотна, свободные от навязанных общепринятых штампов.
Несмотря ни на что, ученик продолжал терпеливо заниматься, ведь здесь он смог познакомиться с работами старинных мастеров-классиков. Выйдя из стен мастерской, парень продолжил изучать живопись самостоятельно, посещая галереи Лувра. Позднее у Эдуарда появилась возможность отправиться в Германию, Италию, Голландию и Австрию, где он воочию увидел полотна великих Рембрандта, Веласкеса и Тициана.
ТВОРЧЕСТВО
По обычаям того времени, каждому начинающему живописцу полагалось выставлять свои работы на суд Академии изящных искусств. Но сколько бы картин не пытался предложить Мане, все они отвергались консервативными критиками.
В конце 1850-х Эдуард неоднократно заявлял свои работы на традиционный Салон, проходивший раз в два года. Полотно «Любитель абсента» комиссия не приняла, зато благосклонно отнеслась к работам «Гитареро» и «Портрет родителей».
Этот успех подарил автору первую известность и неплохие деньги. Но самым главным для Мане стало признание его творчества отцом. Еще до выставки родитель хвастался перед гостями творением сына, изображавшим его с супругой.
Вскоре творец сменил мастерскую, переехав в западную часть Парижа. В это время организаторы Салона открыли еще одну альтернативную выставку, где посетителям продемонстрировали работу Эдуарда «Мальчик с вишнями». Создатель уже задумался о следующем салоне и начал писать полотно «Старый музыкант». Сегодня искусствоведы называют эту картину слабой в плане композиции, но сильной с точки зрения исполнения. Кроме этой работы, автор планировал заявить на выставку работы в жанре аквафорта – технологии глубокой печати.
Творческий поиск импрессионист не прекращал ни на минуту: вскоре он принялся за создание полотна «Уличная певица». Натурщицей для этой работы стала молоденькая провинциалка Викторина, задавшаяся целью выбраться из нищеты любым способом. С первых же дней сотрудничества между маэстро и моделью завязались интимные отношения, о которых стал шептаться весь Париж. Эти слухи дошли и до супруги художника, но никакой реакции от нее не последовало.
Морская тема долго не отпускала художника. В 60-х были созданы такие картины, как «Испанский балет», «Лола из Валенсии», «Алабамы», «Бега в Лонг-шане». В те же годы автор закончил полотно религиозной тематики под названием «Мертвый Христос».
Однажды императору Луи Наполеону пришла идея создания «Салона отверженных» — выставки работ, не принятых на официальный салон. Параллельную экспозицию разместили во Дворце промышленности, находившемся неподалеку от Лувра. Настоящей звездой выставки стало полотно Мане «Завтрак на траве». Позже центром притяжения стала и его «Олимпия», изображающая обнаженную девушку.
Последующие несколько лет Эдуард творил, как одержимый: создавал портреты, рисовал натюрморты, изображал сцены знаковых событий. Когда Мане узнавал о предстоящем важном мероприятии, он брал все необходимое для рисования и мчался туда.
На протяжении всего творческого пути маэстро подвергался гонениям со стороны чиновников мира искусства и публики. Однажды травля доросла до таких масштабов, что автор был вынужден уехать в Испанию. Впрочем, здесь он провел время с максимальной пользой, познакомившись с шедеврами Гойи, Веласкеса и Эль Греко.
В 1867-м в Париже проходила Всемирная выставка искусств, где Мане смог открыть свой павильон. Художник выставил более пятидесяти работ, сотворенных за десять лет работы. Благодаря столь решительному шагу два последующих Салона не смогли отказать и приняли его работы.
Под конец 1960-х живописец познакомился с подающей надежды Евой Гонсалес, молодой художницей. Поначалу девушка выступила в роли натурщицы для написания портрета, а затем стала единственной ученицей мастера.
В 1870-е были написаны самые известные шедевры автора – «Аржантей», «В лодке» и «Железная дорога». В картине «Самоубийство» отражены горькие мысли мастера, связанные с тяжелой болезнью.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В конце 1840-х живописец встретил свою судьбу – Сюзанну. С первого взгляда девушка стала предметом его обожания на всю жизнь, хотя верным супругом он ей никогда не был.
Сюзанна давала уроки фортепиано двум младшим братьям Эдуарда – Гюставу и Эжену. В 1952 году женщина родила сына Леона, но по каким-то причинам отцом ребенка указала не создателя «Завтрака на траве», а некого Коэлла. Самому Мане была отведена роль крестного отца. Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно отцовства великого художника.
По одной из версий, ребенок родился от Мане-старшего, который увлекся молоденькой гувернанткой своих младших отпрысков. По второй теории Леон действительно был сыном Эдуарда, но из-за страха перед общественным порицанием творец признавать мальчика не стал.
Роман с Сюзанной тщательно скрывался вплоть до бракосочетания. Все это время создатель не был верен своей возлюбленной: время от времени он заводил интрижки на стороне.
Исследователи творчества и личной жизни Мане указывают на его отношения с моделью Викториной, пленившей импрессиониста неземной красотой. Помимо внешней привлекательности, девушка была необычайно талантливой: она легко входила в самые разнообразные образы. Обаяние натурщицы быстро улетучилось, когда она стала злоупотреблять алкоголем.
Свадьба Эдуарда и Сюзанны состоялась через одиннадцать лет после рождения Леона. Только после этого женщина с ребенком переселилась в дом своего избранника.
О регулярных изменах живописца осталось много исторических свидетельств. К слову, супруга прекрасно знала о пороках своего мужа, но относилась к ним спокойно. Еще до бракосочетания влюбленные договорились, что Сюзанна не будет закатывать изменнику скандалы, а он, в свою очередь, каждый раз возвращается домой и исполняет роль приличного семьянина.
В конце 1860-х, прогуливаясь по галереям Лувра, импрессионист повстречал художницу Берту Моризо. Самобытная красота коллеги поразила живописца в самое сердце, и, едва познакомившись, Мане уговорил женщину стать его натурщицей.
Всего автор создал более десяти полотен, героиней которых стала Берта. Самые известные из них: «Берта Моризо с веером», «Балкон», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Отдых. Портрет Берты Моризо». Несмотря на очевидное взаимное притяжение, художники так и остались добрыми друзьями.
СМЕРТЬ
Первые признаки атаксии у импрессиониста появились в 1879 году. Заболевание, связанное с поражением головного мозга, нарушило координацию движений Мане. Свой диагноз создатель узнал всего за год до смерти.
Работу над шедевром «Бар в Фоли-Бержер» художник закончил в 1882 году. За эту картину он удостоился ордена Почетного легиона. В следующем году его состояние начало стремительно ухудшаться: ногу, пораженную гангреной, пришлось срочно ампутировать. 30 апреля 1883 года, спустя несколько дней после операции, великий творец скончался.
Известнейшего импрессиониста похоронили на парижском кладбище Пасси. В церемонии прощания приняли участие близкие покойного и его единомышленники – Пьер Ренуар, Эдгар Дега и Клод Моне.
Память о великом художнике хранят его картины.
Предлагаем вашему вниманию выставку работ Эдуарда Моне.
Более подробно почитать о жизни и творчестве Э.Мане вы сможете в книге А. Перрюшо. Эдуард Мане. вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей».
Анри Перрюшо — талантливый исследователь творчества многих французских художников. Его серьезные, умные и увлекательные книги о Ренуаре, Ван Гоге, Сезанне, Гогене, Тулуз-Лотреке и других художниках хорошо известны читателю. Настоящая книга посвящена жизни и творчеству Эдуарда Мане (1832-1883), одного из интереснейших французских художников, предвосхитившего импрессионизм и переосмыслившего образы старых мастеров в духе современности. Книгу отличает насыщенность документальным и фактическим материалом, легкость и живость изложения.
Ждём вас в нашей библиотеке!
Мероприятие подготовила вед.библиотекарь Кандашова С.Е.