18 декабря – 105 лет со дня рождения Ростислава Алексеева, кораблестроителя, создателя судов на подводных крыльях
Ростислав Евгеньевич Алексеевродился в городе Новозыбков в семье агронома, заведующего опытной сельскохозяйственной станцией. С 1930 года жил в Нижнем Тагиле, где работал на радиоузле фабрично-заводского училища. С 1933 года его семья переехала в Горький, там Ростислав Алексеев поступил на рабфак, работая при этом чертежником и художником в разных учреждениях. С 1935 года стал студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института (ныне Нижегородский государственный технический университет, носящий его имя). Одновременно с учебой занимался парусным спортом, работал тренером, в 1939 – 1940 годах был председателем городской парусной секции. Разработал конструкцию вращающейся мачты для яхты и рассчитал обводы корпуса, сохраняющие симметрию при крене.
С третьего курса заинтересовался созданием судна на подводных крыльях и упорно работал над этим проектом. 1 октября 1941 года защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил диплом инженера-кораблестроителя. Был направлен на завод «Красное Сормово» в Горьком. В годы войны завод был перепрофилирован на выпуск танков. Алексеев стал работать в ОТК на приемке готовых танков Т-34. В свободное время он готовил проект военного катера и строил его модель.
Уже спустя неделю работы на заводе Алексеев представил проект скоростного военного катера на подводных крыльях, но получил отказ, так как конструкцию сочли нереализуемой. Лишь в 1943 году главный конструктор завода Владимир Крылов дал Алексееву возможность работать над проектом первого судна на подводных крыльях. На заводе было создано специальное подразделение под названием «Гидролаборатория».
Уже в том же году были проведены первые испытания двухместного катера проекта А-4. После их успешного завершения руководство завода выделило помещения и людей для научно-исследовательской гидролаборатории (НИГЛ) и официально утвердило Ростислава Алексеева в качестве ее руководителя. Алексеев и его сотрудники стали работать над катером на подводных крыльях А-5. На испытаниях 1945 года он смог достичь скорости 85 км/ч. Чтобы показать возможности судов на подводных крыльях и привлечь внимание к разработкам лаборатории, Алексеев поплыл на катере КПК А-5 по Оке в Москву, в Наркомат судостроительной промышленности.
Лаборатория Алексеева продолжила работу над подводными крыльями для торпедного катера, вырабатывая оптимальный профиль крыла. На заводе лаборатории был построен бассейн, который позволял проводить испытания круглый год. Уже во второй половине 1947 года была разработана новая схема А-7, которая потом стала прообразом речных пассажирских судов на подводных крыльях. По этой же схеме был сделан торпедный катер 123К. В 1951 году Алексеев и его сотрудники получили Сталинскую премию за разработку проектов торпедных катеров
Параллельно с работой над торпедными катерами Алексеев в 1949 году создал проект первого речного пассажирского судна на малопогруженных крыльях. Но востребованы такие суда оказались лишь в середине 1950-х, когда было решено развивать скоростной речной транспорт. Лаборатория Алексеева превратилась в центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово». В том же году появилось знаменитое судно «Ракета». Первый рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года, преодолев 420 километров от Горького до Казани за семь часов. За «Ракетой» последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Беларусь», «Вихрь», «Буревестник», «Колхида» и «Восход». Среди них были как морские, так и речные суда. Вместимость достигала 150 пассажиров («Буревестник»). В 1962 году группа конструкторов во главе с Ростиславом Алексеевым получила Ленинскую премию за создание пассажирских судов на подводных крыльях.
В 1960-х – 70-х годах конструкторское бюро Ростислава Алексеева работало над проектами экранопланов. В 1966 году был спущен на воду экраноплан КМ, в 1973 была завершена разработка транспортно-десантного экраноплана «Орленок».
В январе 1980 года Ростислав Алексеев получил травмы при спуске на воду новой модели пассажирского экраноплана. 17 января он был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен конструктор на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
Ведущий библиотекарь Круглова О. Ю.