Краеведческая завалинка «И в песнях, и в стихах пусть расцветает край родной»

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня день города, а это значит, что праздник пришел в каждый дом, потому что историю любого города создают люди, которые его населяют. В этот день мы желаем вам, дорогие земляки, счастья и здоровья, добра и радости.

Как много самобытного, родного
Вместил в себя родимый городок!
Он нам дороже города любого —
Большой России малый уголок.

Историю Дона писала сама жизнь, и это нашло отражение в документах, письмах, статистических отчётах, свидетельствах участников событий разных эпох. Но есть ещё и источники исторической памяти народа. Это фольклор, отразивший жизнь и сознание донцов в разные эпохи. С фольклора начинали развиваться наша литература и наш язык.

«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах,- говорил М.А. Шолохов. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Пословицы входят в устную речевую ткань более умудренных опытом людей. Встречаются они и в выступлениях ораторов, пропагандистов и т.д. Одним словом, живут полной жизнью и бытуют наряду с песенным фольклором. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы поддерживали уклад жизни народа Донского края, укрепляли духовный и нравственный облик народа.

Пословицы – законченные стройные суждения — наиболее живая, активная форма речи. Они сопутствуют человеку и в мирном труде, и в ратном подвиге. Пословица не знает границ. Она живет век и не старится. Пословицу можно встретить в лексическом обиходе каждого человека — молодого и умудренного жизненным опытом старика, колхозника и шахтера, домохозяйки и научного работника. Сокровищница народной мудрости неиссякаема. Народ постоянно пополняет ее новыми изречениями, совершенствует, шлифует, оттачивает смысл, выразительность.

Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с обращением к материальной и духовной культуре народа, в языке которого они проявляются. Дело в том, что пословицы представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций, а эти ситуации могут создаваться в ходе исторических событий, возникать в повседневном быту, в профессиональной деятельности и в свободном времяпровождении, быть итогом наблюдений за явлениями природы, порождаться попытками осмыслить неизвестное и непонятное в действительности. Кроме того, источником возникновения в языке устойчивых фраз, отражающих народную психологию, этику и мораль, оказываются ситуации общения, взаимодействия разных территориальных и социальных групп населения одной страны, а иногда и контактов различных этносов.

«Наши прадеды говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их, и дерево погибнет».

Язык казачества – это те самые корни, которые объединяют Тихий Дон и современную Ростовскую область, которые роднят героев Азовского сидения с кадетами донских казачьих корпусов нашего времени. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Предлагаем Вашему вниманию пословицы и поговорки нашей родной земли:

В колхозных хуторах и станицах, в рабочих поселках и городах Дона и Северского Донца широко бытует один из самых распространенных видов современной устной народной поэзии – частушка. Содержание этих лирических миниатюр показывает, что они – сама народная мудрость и жизнь, повседневные дела и чувства многих поколений людей. В результате многовековой творческой деятельности огромного человеческого коллектива частушка достигла высокого художественного смысла, композиционной стройности, яркости, лексической меткости и жизненной остроты.

Слово и мелодия частушки – мгновенный снимок типических картин из многогранной человеческой жизни. Частушки можно услышать возле мощных сельскохозяйственных агрегатов, работающих на колхозных и совхозных полях, у рыбацких костров на берегах Цимлянского и Азовского морей, уз уст шахтерской молодежи.

Как южная донская степь отличается своеобразным колером, так и народные лирические куплеты имеют здесь свою поэтическую окраску, отличаются лексическим составом, тематикой, ритмикой. Частушка – это народное искусство, которое «во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается».

Частушка – один из наиболее оперативных и действенных песенных жанров фольклора на Дону. Краткая и острая, звучная и задорная, эмоционально выразительная, частушка удивительно быстро отзывается на все события окружающей жизни и распространяется с невероятной быстротой.

Эх, казак, ты казак,
Выпрями-ка спину.
Не пора ль тебе поднять
На царя дубину?! 

Эта частушка с достаточной полнотой отражает революционные настроения казачьей трудовой массы.
Не старайтесь, офицеры,
Красну армию побить:
Ваше времечко минуло,
И по-старому не быть.

Новая эпоха породила качественно новую лирику. Современные частушки Дона широко отразили революционную эпоху и гражданскую войну:
Заиграй гармонь-отрада,
Про гражданскую войну,
Как мы били белых гадов
Под Ростовом-на-Дону.

Глубоки и содержательны, ярки по форме частушки о В.И. Ленине. Они привлекают нас своей новизной, отражают сегодняшний день в жизни народа, его более глубокое понимание роли Ленина в создании социалистического государства:

 За Донцом поют моторы,
 В поле – травка зелена.
 Всех нас партия ведет
 По дороге Ленина.
 Ой ты, полюшко колхозное,
 Тебя я полюбил.
 Это ты, товарищ Ленин,
 Нас на трактор посадил. 

Частушка в художественной форме отметила периоды восстановления народного хозяйства, индустриализацию и коллективизацию, социальное строительство, достижения в области науки и культуры, патриотизм и героизм народа:

 Друг мой, тёзка,
 Тебе – мел, извёстка;
 Мне – холодная вода.
 Пойдём строить города.
 Ветер дует по-над Доном,
 Вода разливается.
 По колхозному вопросу
 Сходка собирается.
 Наша партия родная
 Указала к счастью путь.
 По полям донского края
 «Нивы» с «Колосом» плывут. 

Никакие невзгоды не могут заставить частушку замолчать. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов голос её возмужал. Она громко, сильно, мужественно говорила о том, как:

 Иноземцев гнали хлёстко
 Наши прадеды дубьём, -
 И теперь поступим жёстко:
 Всех захватчиков побьём!

Частушки военных лет – патриотический голос народной лирики. Они вселяли в людей веру в скорую победу над врагом.

Нам врагов громить не ново:
Есть и навык и закал.
Мы по шее бьём сурово,
Со сноровкой мнём бока.

Лирика в донских частушках:

Ветры, дуйте, ветры, дуйте,
Буйные, кружитесь.
По станице мы идем, — все посторонитесь!

Заливается гармошка, а мы дружно припоем,
Чтобы знали во всем мире,
Как мы весело живем!

Ой, горе мое, горе луковое,
Разболелося сердечко,
Все постукивает.

Черны брови, — их не смоешь
И платочком не сотрешь.
Меня, бойкую, не скроешь,
И со мной не пропадешь!

Ах, ты, милая моя, какая ласковая, —
Все конфеты из кармана повытаскивала…

На побывочку приехал
На вороненьком коне —
Отца с матерью проведать
И посвататься ко мне!

Две оглобли под дугой…
Милку сватает другой!
Зря носил я, знамо дело,
Ей конфеты под полой.

Ну-ка, гляньте, девки, —
А я — в синей кепке.
Эх, какая кепка, — завлекает крепко!

Казакам мы заявили:
«Вы нам больше — не указ.
Сколько лет вы нас лупили!
Отделяемся от вас!»

Молода, ох, молода,
Я девчонка — хоть куда!
Да пригожая собой,
Не обижена судьбой!

Хорошо поешь, казачка,
Хорошо и топаешь,
Да смотри за казаком,
А не то — прохлопаешь!

Ой, подруженька моя,
В казака влюбилась.
Его шашка боевая
Всю неделю снилась!

Люблю в лодочке кататься,
Камушки покидывать.
Привыкайте, мои глазки,
Казачкам подмигивать.

Ой, ребята, ваши кони
Под горою воду пьют.
Ой, ребята, ваши глазки
Нам покою не дают.

Всю неделю не спалось,
Не пилось, не елось…
Нам давно с вами, девчата,
Поплясать хотелось.

Ой, ты, степь наша донская,
Степь наша раздольная,
Ты, родимая сторонка,-
Щедрая и вольная.

На Дону мы все родились —
Унывать нам не с руки —
Вольной волюшкой кормились
Мы, донские казаки!

Продолжает наше праздничное мероприятие музыкальная зарисовка «На Дону»

Многие старинные казацкие поговорки, пословицы и частушки звучат непривычно для современного уха, но за каждой из них стоит какой-то уклад, незнакомые, но важные для предков реалии. А некоторые из них актуальны и по сей день. Поможет понять язык наших прадедов наш мини-словарь русских донских говоров «Так говорят на Дону»:

 АБЫ-АБЫ [абы-абы] -  Кое-как, еле-еле  
 АДАТНЫЙ [адатный], ая. - Упрямый, с плохим характером (о человеке) 
 БАЙБАЧИТЬ [байбачить], у, ишь, - Бездельничать
 БАЛАКУЧИЙ [балакучий], ая. - Разговорчивый
 БЁЛОДУЛЫЙ [бёладулый], ая.- Белокурый, блондин
 БЕСПРОША [биспраша] - Без спроса, без разрешения 
 БЛИЗНЯТА [близнята], ят, ед нет – Близнецы
 БРАТКА [братка], и, и, м - 1. Старший брат 2. Деверь, брат мужа 
 БУРКОТЁТЬ [буркатёть], тю, ишь, ит, 1. Говорить невнятно, бурчать 2. Греметь, журчать, шуметь (о проточной воде) 
 ВГЛЫБЬ [углыпь] – Вглубь
 ВЕСНЯНКИ 1вяснянки1, ов, ед не употр -  Веснушки 
 ВОРОЖЕЙКА, и, и, ж – Гадалка
 ГАЛУНИТЬ [галунить], ю, ишь - Бездельничать 
 ГЛЯДАНЫ [гляданы], ан, ед нет, - обряд Смотрины 
 ГРАНУХА [грануха], и, и, ж - Низменное место в лесу, используемое для покоса и огорода
 ГРОХОТУН [грахатун], а, ы, м - Громко смеющийся мужчина 
 ДВУТЕЛКА [двутелка], и, и, ж  - Корова, отелившаяся во второй раз
 ДЕРКАЧ [диркач], а, и, м  - Цыпленок 
 ДИЧКА [дичка], и, и, ж  - Дикая лесная яблоня и ее яблоки
 ЗВИГЛиВЫЙ [звигливый, звягливый], ая. - 1. Злой, много лающий (о собаке) 2. перен Скандальный, крикливый
 ЗЕЛЕПУКА [зиляпука], и, и, ж  - О зеленых, несозревших овощах, фруктах
 ИЗГАДЫВАТЬ [изгадывать], аю, ешь – Вспоминать
 КАВУН [кавун, каун], а, ы, м 1. - Арбуз
 КАНДЕЛЬ [кандель), я, и, м - Лампада
 НАВЫНТОРЬ [навынтарь] - 1. Наизнанку 2. Наоборот
 НАКОЛЮЧКА [накалющка], и, и, ж - Короткое шило
 ОБАНИВАТЬСЯ [абанивацца], аюсь, ешься - Обливаться, обмываться
 ОДУЖИВАТЬ [адужывать], аю, ешь, несов; одужить - Одолевать, побеждать
 ОКЛУНОК [аклунак], нка, нки, м - 1. Небольшой мешок 2. Неполный мешок
 ПЕРЕМОРИТЬСЯ [пиримарыцца], юсь, йшься - Устать сильно
 ТПРУНЕЛЬКИ [тпрунельки], ов, ед нет -  Женские ботинки особого покроя
 ТРЕБУШНОЙ - Требушное окно. Окно с пузырем животного вместо стекла
 ТРОПИТЬ [трапить], плю, пйшь - Преследовать дичь
 ТЮТЮШКИ [тютюшки], ов, ед нет - Соцветия вербы
 УЖОТКА [ужотка], и, и, ж - Часть дня
 УПЛЕТЁНЬ [уплитёнь, уплятёнь], тня, тнй, чаще мн , м  - Стебли огурцов, тыквы, арбузов, гороха
 ФУНДОВАТЬ [фундавать], дую, ешь - Стараться обыграть в карты
 ХАЛОША [халоша] и, и, ж   Часть штанов, надеваемая на одну ногу
 ХЫКА [хыка], и, мн не употр , м  - Мифологический персонаж, упоминаемый для устрашения детей при непослушании
 ЦЫРЛЫ — Ходить (идти, крутиться) как на цырлах (тырлах) - Ходить (идти) на цыпочках
 ЧЕБОТАРИТЬ [чибатарить, чабатарить], ю, ишь – Сапожничать
 ЧЕРНОМЯСИНА [чирнамясина], ы, мн не употр , ж  - Нежирное волокнистое мясо
 ШАМШИТЬ [шамшыть], у, ишь -  Говорить невнятно, обычно из-за отсутствия зубов
 ЮЛОВЫЙ [юлавый], ая.  - Вялый, немощный
 ЯЛДА — Ялда на меду -  Медовый пряник
 ЯЛДЫЧИТЬ [ялдычить], у, ишь -  Повторять одно и то же 

И в заключении нашего мероприятия предлагаем вам обзор книг «Фольклор у Тихого Дона», повествующие о народном творчестве нашей малой Родины. Эти книги имеются в фонде нашей библиотеки. Книги адресованы широкому кругу читателей, интересующихся историей Донского края и местом казачества в современном мире, представителям казачьей интеллигенции, атаманам и казакам, кадетам и учащимся казачьих классов и не оставит равнодушным тех, кому дорога история Донского края.

Ковешников П.И. «Дон волною серебрится: Частушки, пословицы и поговорки Донского края» — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1979. — 192 с.

В сборник «Дон волною серебрится» вошли малые жанры русского фольклора — частушки, пословицы и поговорки, собранные на Дону. По своей тематике они богаты и охватывают многообразную жизнь хлеборобов, рыбаков и шахтеров данного региона. И все эти произведения народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение до сего времени. Они самобытны, художественны и музыкальны. Частушки в основном поет молодежь, а пословицы и поговорки входят в устную речевую ткань более умудренных опытом людей. Встречаются они и в выступлениях ораторов, пропагандистов и т.д. Одним словом, живут полной жизнью и бытуют наряду с песенным фольклором. П.И. Ковешников записывал этот фольклорный материал в городах и станицах Ростовской области от людей различных профессий. По своим поэтическим данным частушки, пословицы и поговорки (особенно частушки), собранные в настоящем сборнике, достойны того, чтобы их широко использовали коллективы художественной самодеятельности для показа старой и новой жизни Дона. Фольклор в сборнике составил два раздела: «Частушки» и «Пословицы и поговорки». К каждому разделу дана небольшая справка собирателя об особенностях этих жанров. Внутри разделов частушки и пословицы-поговорки распределены по тематическим группам. Шахтерский фольклор выделен в самостоятельный раздел. В конце сборника помещены краткие примечания. Он может быть использован городскими и сельскими самодеятельными коллективами в их работе.

Донской фольклор (хрестоматия) / Сост.: С. Г. Махненко, К.С. Филиппов. — Ростов н/Д: НПК «Гефест», 2002. — 320 с.

В книге представлен донской фольклор, включающий в себя былинно — песенные произведения, собранные А.М. Листопадовым — одним из виднейших фольклористов собирателей России и пословицы и поговорки Донского края.

Былинно-песенные произведения, сказки и сказы, поговорки были собраны и обработаны видным фольклористом и музыковедом России Александром Михайловичем Листопадовым. А. М. Листопадов сделал для народного творчества Дона то же, что и братья Гримм – для немецкого фольклора: спас его от забвения, донёс до нас и до наших потомков его неповторимый аромат. Продолжают сборник меткие и яркие пословицы и поговорки Донского края. Данная хрестоматия может быть использована при изучении регионального компонента в общеобразовательных учреждениях Ростовской области!

От души поздравляем всех с Днём нашего родного города и от души желаем жить в этом чудесном месте и каждый день радоваться солнечным лучам, чувствовать вдохновение и стремиться к чему-то хорошему. Пусть наш город процветает, растёт и развивается, пусть его жители чувствуют себя счастливыми людьми, пусть этот уютный уголок на Земле подарит каждому из нас яркую мечту и светлую надежду! С праздником, ростовчане!

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила заведующий сектором Харьковская Н.А.

4 thoughts on “Краеведческая завалинка «И в песнях, и в стихах пусть расцветает край родной»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *