Виртуальный дайджест «Истории российской исполин»

      Комментарии к записи Виртуальный дайджест «Истории российской исполин» отключены

Добрый день, дорогие друзья! В преддверии дня рождения  Первого императора Всероссийского Петра I представляем Вашему вниманию виртуальный дайджест «Истории российской исполин». Участники мероприятия узнают биографию выдающегося государственного деятеля, который вошёл в историю под именем Великого и увидят яркий образ Петра I, воплотившийся в литературе, скульптуре, театре, живописи и кино. Приятного просмотра!

Виртуальный портрет «Первый император великой России»

Виртуальная информина «Воплощение образа Петра в литературе, скульптуре, театре, живописи и кино»

Образ Петра I получил яркое воплощение в литературе, скульптуре, театре, живописи и кино. В XVIII в. наиболее яркими выразителями идеи божественного предназначения монархов на земле выступали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин и А.П. Сумароков. Впрочем, первенство по праву принадлежало Ломоносову, который являлся главным идеологом концепции «просвещенного абсолютизма». Дух возвеличивания императора пронизывает большинство аспектов идеологической программы Ломоносова, он нашел своё воплощение в торжественных и духовных одах («Ода на день тезоименитства… Петра Федоровича 1743 года», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»), в поэме «Петр Великий».

Центральной творческой фигурой XIX в., уделявшей колоссальное внимание фигуре Петра I и его месту в истории России, является А.С. Пушкин. Одно из первых произведений, посвященных петровской теме, было написано в 1926 г., в год начала правления императора Николая I. Это стихотворение «Стансы». Автор выражает надежду на «семейное сходство» Николая и Петра Первого и призывает взошедшего на престол монарха во всем походить на именитого пращура. Поэма «Полтава» (1828) также является продолжением петровской темы в творчестве Пушкина. В произведении православный самодержец «быстр», динамичен, «прекрасен» и похож на «божию грозу». Также Пушкин обращает внимание на еще одно важное качество царя – его милость, которую Петр проявляет даже к противникам.

К образу Петра I обращались также поэты и писатели XX века. Среди них можно выделить: А. Ахматову, В. Маяковского, С. Есенина, Д.С. Мережковского и, конечно же, А.Н. Толстого, автора монументального художественно-исторического романа «Петр I».

Воссоздать время, представляющее важнейший «узел русской жизни», — такую цель ставит в своем историческом романе «Петр Первый» Алексей Николаевич Толстой.  Интерес писателя к петровской эпохе отразился в ряде его ранних произведений: «Наваждение», «День Петра». О своих первых попытках подойти к этой теме он вспоминал так: «С первых же месяцев Февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». 
В 1928 году А. Н. Толстой вновь обращается к обрисовке петровского времени и создает историческую пьесу «На дыбе». Как видим, тема не отпускает его, позднее он напишет: «На «Петра Первого» я нацеливался давно… Я видел все пятна на его камзоле, — но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане…».
К главному произведению своей жизни Алексей Толстой шел сложными путями. Приступив к работе над романом в 1929 году, А. Н. Толстой продолжал этот труд до последних дней своей жизни. 

Многие режиссеры не раз использовали его образ в кинематографе. Были сняты такие фильмы, как: «Царевич Алексей» (1918), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Дмитрий Кантемир», «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000), «Петр Первый. Завещание» (2011).

Образ Петра Великого в музыке: «Пётр Великий» (Pierre le Grand, 1790) — опера Андре Гретри, «Юность Петра Великого» (Das Petermännchen, 1794) — опера Йозефа Вайгля, «Царь-плотник, или Достоинство женщины» (1814) — зингшпиль К. А. Лихтенштейна, «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il Grande zar di tutte le Russie or Il falegname di Livonia, 1819) — опера Гаэтано Доницетти, «Саардамский бургомистр» (Il borgomastro di Saardam, 1827) — опера Гаэтано Доницетти, «Царь и плотник» (Zar und Zimmermann, 1837) — оперетта Альберта Лорцинга, «Северная звезда» (L’étoile du nord, 1854) — опера Джакомо Мейербера, «Табачный капитан» (1942) — оперетта В. В. Щербачёва, «Пётр I» (1975) — опера Андрея Петрова. В 1937-38 гг. Михаил Булгаков и Борис Асафьев работали над либретто оперы «Пётр Великий», которая так и осталась нереализованным проектом (либретто опубликовано в 1988 году).

Личность Петра Великого была настолько яркой, что образ императора неоднократно воплощён и в живописи. Приглашаем посмотреть подборку картин, написанных в разные годы, разными художниками – но об одном человеке, чью роль в истории России невозможно переоценить.

В честь Петра Великого возведены памятники в разных городах России и Европы. Самым первым и наиболее известным является «Медный всадник» в Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе. Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. С предельной простотой скульптор стремился выразить свою идею «Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны, он простирает свою десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей пьедесталом, — это эмблема побежденных трудностей».

В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицей Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук».

В период празднования 200-летия Санкт-Петербурга император Николай II заказал скульптору Леопольду Бернгард Лейб-Бар (Адольфовичу) Бернштаму памятник Петру I.

27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт. Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник».

5 июня 2001 года в Лондоне на берегу Темзы — в Дептфорде состоялось торжественное открытие памятника Петру I, установленному в память о пребывании русского императора в Англии в конце XVII века (в 1698 году). Его автор – русский скульптор Михаил Шемякин. На мраморной плите бронзового памятника надпись: «Пётр Великий. Этот памятник — дар русского народа и воздвигнут в память о приезде Петра Великого в эту страну в поисках знаний и опыта».

Пётр I является фигурой огромного исторического масштаба, он стал символом решительного реформаторства и беззаветного служения своему Отечеству, ему удалось создать качественно новое государство.

Мероприятие подготовила зав. сектором Харьковская Н.А.