Литературное информ – досье «Принадлежит вечности…»

      Комментарии к записи Литературное информ – досье «Принадлежит вечности…» отключены

Информ-минутка:»Михаил Булгаков и мистика Жизни вокруг него.»

«…Ходит, ходит один с козлиным
пергаментом и непрерывно пишет.
Но я однажды заглянул в этот пергамент
и ужаснулся.
Решительно ничего из того,
что там написано, я не говорил.
Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!
Но он вырвал его у меня из рук и убежал».

Роман «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков — личность выдающаяся, оказавшая своим творчеством воздействие, без шуток, на всю планету. Его роман «Мастер и Маргарита» признан на Западе лучшим романом XX века.Если учитывать, что очень многие люди читали этот роман, но при том не читали Библии, то можно считать, что представление о личности Иисуса у многих — именно из романа Булгакова, из образа мысли и поведения Иешуа, причём как в России, так и за рубежом.Всё творчество Булгакова связано с некой «мистикой», как во время, так и, особенно, после ухода в мир иной писателя.Об этой мистике и пойдёт речь на нашем мероприятии, посвящённом дню рождения Михаила Афанасьевича.

Немного биографии.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры — Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата — Коля и Ваня. Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в Орловской губернии.В 7-летнем возрасте Михаил Булгаков смог написать своё первое произведение с названием «Похождения Светланы».

Врачебная практика.

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию (этот опыт описан в одноимённом произведении), но, благодаря стараниям жены, смог победить зависимость.


Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией, хотя неизвестно, что было бы для него лучше.

Вдруг…

Человеком Булгаков был довольно-таки замкнутым, скрытным, не любящим говорить о личном, страдающим от частых неврозов.Возможно, свою лепту в формирование именно такого образа писателя внесли такие беды, как преждевременная смерть отца (он скончался в сорок восемь лет в связи с серьёзным воспалением почек) и суицид близкого товарища Бориса Богданова из-за не взаимной любви к сестре писателя — Варваре Булгаковой.В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону со Сталиным, но содержание осталось ни для кого не известным Однако известно, что Сталин смотрел его пьесу «Дни Турбиных» 15 или 20 раз (!!!). Более того, в письме своему другу Попову Булгаков сообщил о возвращении пьесы на сцену в 1933 году (после запрета как «белогвардейщины» в 1929) так:

«В силу причин, которые мне неизвестны, и в рассмотрение коих я входить не могу, Правительство СССР отдало по МХТу замечательное распоряжение: пьесу «Дни Турбиных» возобновить. Для автора этой пьесы это значит, что ему — автору — возвращена часть его жизни. Вот и всё».

Конечно, «замечательное распоряжение» было отдано никаким не правительством, а Сталиным. В это время он посмотрел во МХАТе спектакль по пьесе Афиногенова «Страх», который ему не понравился, и вдруг приказал восстановить «хорошую пьесу» «Дни Турбиных» — что и было мгновенно исполнено .

   

Конец пути

В 1939 году Булгаков готовит к постановке пьесу «Батум», посвящённую И. Сталину, но перед самой премьерой приходит телеграмма о том, что Сталин запрещает постановку, потому как считает неуместным пьесу о себе.

И так совпадает, что после этого у Михаила Булгакова резко ухудшается здоровье, он перестаёт видеть (потеря зрения — весьма символичный процесс), врачи диагностируют воспаление почек. Писатель снова начинает принимать морфий, чтобы снять боль.
В это же время жена Елена Сергеевна Булгакова (урождённая Нюренберг) под диктовку мужа дописывает последний и окончательный вариант «Мастера и Маргариты».10 марта 1940 года писатель скончался. На тот момент ему было всего-навсего 49 лет. Михаил Афанасьевич Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле, по просьбе жены писателя, установлен надгробный камень с могилы Н.В. Гоголя, который впоследствии получит название «голгофа» довольно интересным образом.

В 1952 году, к столетию смерти, на могиле Гоголя поставили новый памятник. Для этого крест сломали, а камень убрали. Дальше слово вдове писателя Елене Сергеевне Булгаковой:

«Однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то гранитную глыбу. Директор мастерской объяснил, что это — Голгофа с могилы Гоголя.

По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Символично, что в одном из писем своему другу-биографу Попову Булгаков за восемь лет до смерти, вспоминая Гоголя, просил:

«Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

Информ-минутка: «Мистика Булгакова в реальности и творчестве»

Загадочные истории из жизни писателя»

Встреча с Гоголем

С Николаем Гоголем, который, очевидно, лучше многих разбирался в вопросах мистики, Булгаков, по его утверждениям, встречался дважды. Впервые с классиком ему удалось увидеться в 1917 году. Это событие Михаил Афанасьевич несколько позже описал в собственном дневнике. Тогда молодой врач Булгаков заразился дифтерией. Одно из немногих доступных средств, справляясь с основным недугом, вызывало массу побочных эффектов — в том числе и ужасный зуд по всему телу. По тогдашней традиции Булгаков боролся с ним при помощи морфия. Так что нет ничего удивительного, что из-за наркотического вещества к нему явился классик русской литературы.

Что примечательно, если верить рассказам самого автора, Николай Васильевич заглянул к нему в редкий момент просветленного сознания — когда Булгаков мучился от ломки. В спальню к писателю решительным шагом зашел «низенький, остроносый человек с маленькими, безумными глазами». Склонившись над постелью больного, он сердито погрозил тому пальцем. Впоследствии Булгаков уверял, что загадочная встреча помогла ему на долгие годы избавиться от пагубной зависимости.

Предвестник большой любви

Вторая встреча с Булгакова с Гоголем состоялась многими годами позже и послужила, по мнению Михаила Афанасьевича, предзнаменованием последней, самой сильной любви. В 1927 году писатель, выйдя подышать воздухом, бесцельно бродил по московским улочкам, погруженный в свои мысли. Неожиданно у него на пути возник человек невысокого роста. Едва незнакомец поднял голову, как Булгаков узнал в нем Гоголя. Классик, не сказав ни слова, указал ему на высокое, украшенное вычурной лепниной здание. Спустя время, провожая после званого ужина свою новую знакомую Елену Сергеевну Шиловскую, литератор обнаружил, что живет она в том самом доме, на который ему указал таинственный призрак.

Вскоре Елена Сергеевна стала третьей женой Булгакова, а впоследствии — прототипом знаменитой героини романа «Мастер и Маргарита».





Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Примус в огне

Вокруг романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» существует немало домыслов. Даже сегодня специалисты в области литературы и просто любители мистики пытаются разгадать тайну произведения. Более того, многие по сей день уверены, что столь правдоподобные описания Сатаны и его свиты удались автору благодаря личной встрече с Нечистым. Подобная теория вызывает сомнения, впрочем, один случай вполне может заставить задуматься.

Каждому почитателю творчества писателя хорошо известна сцена, в которой кот по имени Бегемот заявляет: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное». Затем, прежде чем покинуть квартиру, верный слуга Воланда устраивает в ней пожар. Загадочным образом во время редактуры описанного эпизода в соседней с булгаковской квартирой начался пожар. Причиной возгорания стал старенький примус.


Смертельное пророчество

Считается, что Булгаков, помимо писательского таланта, обладал еще и даром предвидения. Так, если верить биографам, литератор часто повторял: «Я должен жениться три раза». Сказанные им слова сбылись, как и другие, куда менее оптимистичные.

Незадолго до смерти Михаил Булгаков назвал своему другу, драматургу Ермолинскому, месяц и даже день собственной кончины. Правда, скорее всего, роль в такой точности сыграло медицинское образование. Однако третья супруга писателя Елена Сергеевна упомянула в своем дневнике, что годами ранее, когда ничто еще не предвещало беды, муж неожиданно сказал ей: «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, — дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, а я умру у тебя на руках».

Нехорошая квартира

В 60-х, после того, как роман, наконец, увидел свет, вокруг дома Булгакова, где располагалась «нехорошая» квартира, возникло много досужих разговоров. Интересно, что прообразом временного пристанища Воланда и его свиты стала коммуналка, в которой когда-то жил сам писатель. Она тоже носит номер 50. Правда, позже Булгаков с супругой перебрались в соседний подъезд, но все же именно 50-я квартира невольно стала местом паломничества поклонников произведения. Чтобы поддержать всеобщий ажиотаж, маляры, делавшие в доме ремонт, стали уверять восторженную публику, что не смогли покрасить в злосчастных апартаментах стену: из-под слоя краски то и дело проступал силуэт огромного черного кота.

Документальных подтверждений эта история не находит, однако вполне вписывается в общую картину. Так что мы даже готовы в нее поверить. А все сомневающиеся в любой момент могут наведаться на Большую Садовую, дом 10, чтобы самостоятельно убедиться или разувериться в мистической атмосфере этого места.


Кинопанорама:»Мистика вокруг произведений Булгакова»

Съёмки фильма «Бег»

Литературным консультантом режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов приглашают вдову Булгакова Елену Сергеевну. Они были знакомы ещё до работы над фильмом. Это она дала им прочесть полную рукопись пьесы.

И, в конечном итоге, именно она заразила идеей перенести её на экран. Причём, когда началась работа над сценарием, она вела себя с ними очень странно. Когда нужно было добавить какую-то сцену, придумать эпизод, она просила время подумать. А потом приезжала или звонила со словами:

    «Можете делать так, как вы предложили, Булгакову этот вариант нравится».

Иногда говорила:

    «Михаил Афанасьевич в целом одобряет то, что вы делаете, но просит добавить несколько деталей».

Они переделывали, и действительно получалось в духе Булгакова. И именно Елена Булгакова внесла в фильм сцену с гробовщиком.

Несмотря на булгаковское покровительство, всё равно у киногруппы было множество проблем, связанных с производством фильма. Иногда ситуация доводила соавторов до отчаяния.

Когда все разрешения были даны и все документы о запуске фильма были подписаны, оставался нерешённым только один, но самый главный вопрос: на что снимать? Выделять для большой двухсерийной ленты импортную пленку — слишком накладно, а отечественная в последнее время вся приходила бракованная.

Наконец было принято решение снимать фильм на отечественной широкоформатной плёнке. Оператор фильма «Бег» Леван Пааташвили прекрасно понимал, что если в 35-миллиметровом формате можно рассчитывать на то, что фабричные погрешности плёнки не будут заметны, то при удвоенной ширине 70-миллиметрового негатива скрыть их невозможно.

Каждый раз с замиранием сердца они открывали коробку с плёнкой, которую привозили из проявочного цеха и на удивление весь материал оказывался качественным. Более того, ни разу не было случая операторского брака. Весь Мосфильм удивлялся этому, как чуду. Это и было настоящее чудо. Правда, когда об этом рассказывали Елене Булгаковой, она в ответ только загадочно улыбалась.

Когда по Мосфильму разнёсся слух, что Алов и Наумов запускаются с Булгаковым, среди актёров начались нешуточные волнения — совсем недавно вся интеллигенция прочитала «Мастера и Маргариту», Булгаков был культовой фигурой. О том, чтобы работать с его произведениями никто даже не помышлял. А тут — двухсерийная эпопея! Для каждого актёра попасть даже не на съёмки — на пробы — становилось знаковым событием. Первым делом для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещённого в СССР фильма «Доктор Живаго». Чтобы каждый артист проникся в историческую атмосферу гражданской войны.

Две серии фильма — это два разных мира. Один — это конец былой России.Вторая серия — это «Чужбина». Новые страны, новые деньги, новые одежды — каждый эмигрант решает для себя жуткую головоломку про жизнь вне родины. Про судьбу вне истоков.

В финале «Бега», отданном в 1928 году во МХАТ, генерал Хлудов вместе с Серафимой Корзухиной и Голубковым возвращался в Россию. В 1937 году Булгаков отчасти переделал своё произведение. Теперь в финале Хлудов, оставшись в Константинополе, пускал себе пулю в лоб.

Советских чиновников такой финал не устроил. Они попросили убрать из сценария всё, что может вызвать сочувствие к этому персонажу. И тогда в конце фильма появилась вот эта одинокая фигура, окружённая бродячими собаками, которая никогда не найдёт своего пристанища. И от этого история о судьбе русских эмигрантов только выиграла, получив ещё одну новую пронзительную краску.

  • Надо сказать, что после съёмок «Бега», поверив в свои хорошие отношения с Булгаковым, Владимир Наумов решил ставить «Мастера и Маргариту». И ночью у него было видение недавно умершей Елены Сергеевны Булгаковой, которая ему передала пожелание Михаила Афанасьевича не ставить роман. Более того, она предупредила, что у других режиссёров из постановки «Мастера и Маргариты» не выйдет ничего хорошего.

Мы предположим, что причина того, что ни одна из ныне существующих экранизаций так и не удалась, состоит в том, что режиссёры не поняли замысла Булгакова и главных идей романа. Они были заняты сочной постановкой всякой «оригинальщины», «оголённостей» и прочей «бесовщины», не заметив, что роман о взаимоотношениях Бога и с Иешуа, и с теми силами, какие олицетворяет собой Воланд со своей свитой, и с простыми людьми. Бога-то в романе они и не заметили. А он там не просто есть, а играет главную роль.

Стоит помнить, что предками Булгакова были священники и сам он родился в семье преподавателя духовной академии, историка церкви в Киеве!

Мистические случаи на съёмках по роману «Мастер и Маргарита»

Ясно, что по такому произведению, рассматривающему столь серьёзные вопросы, очень трудно правильно поставить фильм. И не факт, что найдутся люди, которым это будет по зубам, по крайней мере в ближайшем будущем Поэтому неудивительно, что все постановки столкнулись с некой «мистикой».

С другой стороны, любая «мистика», как и чудо — непознанная закономерность. А значит, раз в Божьем Промысле людям была дана информация в виде романа, то рано или поздно, возможно, появится и тот, кто сможет воплотить её в образах на экране.

«Ничего не получится»

В 2005 году на экраны вышел сериал «Мастер и Маргарита» режиссёра Владимира Бортко. Он сам ни раз говорил, что ничего мистического в романе нет. Но вскоре припомнил одну историю.

    «Несколько лет назад, когда я готовился к съёмкам, на Патриарших прудах со мной произошёл странный случай. Проходивший мимо человек вдруг обратился ко мне: «Всё равно у вас ничего не получится!» — и пошёл дальше, — рассказывал в своих интервью режиссёр.

Бортко считает это чистым совпадением. К тому же пессимистичного «прогноза» он не послушался, а сериал, действительно, «не получился».

Басилашвили потерял голос.

Воланда в сериале Бортко отдали играть Олегу Басилашвили. Позже некоторые зрители будут говорить, что так они себе дьявола и представляли. Самому же актёру эта роль обернулась, как пишет «Телепрограмма», потерей голоса.Басилашвили произносил монолог Воланда, как вдруг захрипел. Через несколько мгновений он и вовсе потерял голос. Медики заявили, что у него кровоизлияние в правую голосовую связку.Накануне актёр репетировал, никаких проблем со связками не было. Врачи прописали ему полный покой, уколы и полное молчание на некоторое время.

Берлиоз и операция.

Александр Адабашьян, который сыграл Михаила Берлиоза, попал вскоре после съёмок в больницу с сердечным приступом. Однако, сам актёр не связывал своё участие в сериале и проблемы со здоровьем.

Адабашьян в интервью не раз шутил, как члены съёмочной группы использовали «дьявольский шлейф» произведения. Например, говорили, что сама нечисть заставила их выпить лишнего в день перед съёмкой.

Коровьев и Азазелло.

Александр Филиппенко сыграл сразу в двух экранизациях «Мастера и Маргариты» — у Владимира Бортко и Юрия Кары. У Кары он сыграл Коровьева.

С тех пор прошло много лет. Филиппенко шёл с друзьями по Патриаршим, показывал им место действия «Мастера и Маргариты». Сам Филиппенко рассказывает, что в тот момент он встретился с Бортко.

— Ты Коровьева уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь? — спросил Бортко. Актёр согласился, посчитав это «знаком судьбы».

Отказывались в последний момент

Воландом в сериале должен был стать Олег Янковский. Однако, в последний момент он отказался от съёмок, сказав, что не считает эту роль сильной. А потом признался, что, по его мнению, дьявола, как и Бога, играть нельзя.

Александр Калягин отказался от роли Берлиоза, Владимир Машков так и не стал Мастером. Александр Панкратов-Чёрный отказался от роли Варенухи. Но Бортко решил не расставаться с актёром, предложив ему в качестве замены вариант со Степаном Лиходеевым. На том и договорились.

13 смертей за пять лет.

Кто-то называет это жутким совпадением, кто-то мистикой, но факт остаётся фактом: в год премьеры и за пять лет после выхода первой серии на экраны умерло 13 актёров, которые участвовали в съёмках.

В возрасте 47 лет скончался актёр Александр Чабан. Его тело нашли 2 октября 2005 года в своей квартире. Он играл следователя, разыскивающего Воланда.

Почти через год, в сентябре 2006-го, умер Павел Комаров, сыгравший вора, который украл на пристани одежду купающегося поэта Ивана Бездомного. Ему не было и 40 лет.

Станислав Ландграф (критик Латунский), Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Евгений Меркурьев (счетовод), Александр Абдулов (Коровьев), Андрей Толубеев (озвучивал Алоизия Могарыча), Юрий Оськин (швейцар Николай), Галина Баркова (продавец фруктов), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Валентина Егоренкова (медсестра в дурдоме), Станислав Соколов (секретарь Понтия Пилата), Михаил Суров (массовка). 13 человек.

Со смертью каждого актёра вновь и вновь в прессе муссировались слухи о проклятии «Мастера и Маргариты».

Цитатник: «20 цитат из книг М.А.Булгакова»

Посмертная судьба литературного наследия Михаила Булгакова сложилась довольно удачно. Самый известный роман писателя, «Мастера и Маргариты», все-таки был напечатан, его пьесы вернулись на театральные сцены. А сколько фильмов и сериалов снято по мотивам произведений классика! На сегодняшний день это один из самых читаемых русских авторов XX века (и не только в России).

Предлагаем Вашему вниманию  20 цитат из книг Булгакова:

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! «Мастер и Маргарита»
Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! «Мастер и Маргарита»
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. «Мастер и Маргарита»
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. «Собачье сердце»
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. «Мастер и Маргарита»
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно. «Мастер и Маргарита»
Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни. «Белая гвардия»
Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут. «Белая гвардия»
Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и неуверенность в себе. «Театральный роман»
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя. «Жизнь господина де Мольера»
А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут. «Иван Васильевич»
На свете существует только две силы: доллары и литература. «Зойкина квартира»
Запомните: человек, живущий в Париже, должен знать, что русский язык пригоден лишь для того, чтобы ругаться непечатными словами или, что еще хуже, провозглашать какие-нибудь разрушительные лозунги. Ни то ни другое в Париже не принято. «Бег»
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? «Белая гвардия»
Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. «Собачье сердце»
Рукописи не горят. «Мастер и Маргарита»
Сижу, никого не трогаю, примус починяю! «Мастер и Маргарита»
Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. «Роковые яйца»
Вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать? «Бег»
Да почему, в конце концов, каждому своему действию я должен придумывать предлог? «Морфий»
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила зав.филиалом — Крюкова Ю.А.