Добрый день, дорогие друзья!
Фильмы о войне всегда тяжело смотреть. Но именно они, точно так же как и книги и песни о военном времени, позволяют не забывать о трагических событиях прошлого и не повторять ошибок в будущем. Кроме того, такие фильмы учат доброте, человечности и милосердию, и показывают, что человек может и должен оставаться человеком даже в самых невыносимых условиях. Мы представляем фильмы о войне, которые можно посмотреть с детьми. Большая часть лент были сняты в послевоенное время, когда память о страшном времени была жива, но люди учились снова жить под мирным небом.
«Во имя родины», 1943 год.
По пьесе К. Симонова «Русские люди».
Капитан Сафонов, несмотря на глубокие чувства к девушке, посылает разведчицу с заданием в оккупированный немцами город. Замаскировавшемуся предателю удается донести немцам о месте переправы девушки, и она попадает в гитлеровский застенок. На помощь к разведчице Сафонов посылает старого опытного солдата Глобу, которому удается усыпить бдительность врага и ценой собственной жизни спасти девушку.
«Молодая гвардия», 1948 год.
По одноименному роману Александра Фадеева.
Июль 1942 года. Части Советской Армии оставили шахтёрский городок Краснодон и его оккупировали немцы. Вражеские танки перерезали дорогу, и группа комсомольцев вынуждена вернуться домой. В ответ на фашистские злодеяния вчерашние школьники создают подпольную организацию «Молодая Гвардия», которая ведёт против оккупантов скрытую войну: ребята распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные советские флаги. Ещё вчера кто-то из них был признанным хулиганом, кое-кто вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие акции. И именно их образы оказались наиболее полнокровными и яркими, живыми.
«Смелые люди», 1950 год.
Довоенные годы… Молодой табунщик конного завода Вася Говорухин воспитал замечательного коня Буяна, в выдающихся качествах которого сомневается только жестокий тренер Белецкий. Начало войны выявляет истинную сущность Белецкого, который на самом деле был немецким шпионом и готовился передать врагу элитных советских лошадей. Работники конного завода на оккупированной территории организуют партизанский отряд под руководством секретаря райкома Кожина для действий в тылу врага. Вася Говорухин, которому помогает его верный конь, проявляет храбрость и находчивость, разоблачая шпиона и спасая лучших лошадей от вывоза в Германию… Фильм снят в редком для советского кино жанре вестерна. Лихо скачет старый тренер Воронов, заворачивая табун, которому грозит падение в пропасть… Говорухин отчаянно борется с негодяем Белецким, сбежавшим из-под охраны… Освобождая Буяна из немецкого «плена», Вася демонстрирует чудеса джигитовки, уходя и отстреливаясь от погони… Удивительно сообразителен Буян: он ложится на землю, чтобы тяжело раненый хозяин мог взобраться на его спину… И наконец, волнующая финальная сцена: Говорухин на верном Буяне догоняет немецкий эшелон и отцепляет от него два вагона с советскими девушками, угоняемыми в неволю…
«Два Фёдора», 1958 год.
Окончилась Отечественная война. Возвращаясь домой, Фёдор большой встречает мальчишку-беспризорника Фёдора малого. Они решают жить вместе. Фёдор большой строит дома, Фёдор малый учится и управляется по хозяйству. Каждый вечер они отправляются гулять по улицам, вместе ходят в кино. Но вот в жизни Фёдора большого появляется Наташа, и его отношения с мальчиком разлаживаются. Став женой Фёдора большого, Наташа всячески старается снискать любовь мальчугана. Но тот отвечает неприязнью, а однажды, доведенный ревностью до отчаяния, отрезает у спящей Наташи волосы. Потом Фёдор малый убегает из дому. После долгих поисков и волнений супруги находят его в недостроенном доме. Здесь, наконец, происходит примирение.
«Девочка ищет отца», 1950 год.
По одноименной повести Евгения Рысса.
Война случайно обошла стороной затерявшийся в лесу домик. Сюда приносит лесник четырехлетнюю Леночку , мать которой погибла при бомбёжке. Он и его внук Янка не знали, что девочка – дочь легендарного партизанского командира батьки Панаса. Только отправившись в город, старик узнаёт, кого приютил он в своём доме. Сам того не подозревая, он раскрывает гестаповцам местонахождение девочки. Много хлопот причинил оккупантам отряд батьки Панаса. Поэтому так рьяно ищут они его дочку. Однако лесная избушка оказалась пустой. Дети успели уйти. Защищая их, погибает лесник… Теперь вся ответственность за ребёнка ложится на плечи Янки. Долго бредут дети через непроходимые чащи и лесные болота. Страшно, холодно, нечего есть… А тут ещё новая беда – Леночка заболела. На краю деревни у старой бабки поселяются беглецы. Но гестапо напало на их след. Всех девочек четырёх-пяти лет сгоняют на площадь. Напрасно пытается Янка внушить Леночке, чтобы она называла себя Катей. Не под силу ребёнку эта нехитрая маскировка. Глядя на протянутую ей комендантом фотографию, она признаёт, что это её папа, это – мама, а это она сама… Комендант надеется использовать Леночку в качестве заложницы. В городке ждут приезда высокого начальства. Наконец, начальство прибыло. Но это не кто иной, как сам батька Панас в мундире гитлеровского полковника. Смелый налёт опрокидывает планы оккупантов. Леночка снова с отцом.
«Они сражались за родину», 1975 год.
По роману Михаила Шолохова.
Действие фильма происходит в июле 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери. Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон. Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели. Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
«Сын полка», 1946 год.
Телефильм по одноименному произведению В. Катаева.
Лето 1943 года. Группа разведчиков артиллерийского дивизиона во время рейда по вражескому тылу натыкается на 12-тилетнего мальчишку. Разведчиков потрясает его вид — совершенно дикий, грязный, оборванный, злой и голодный — настоящий «волчонок». Разведчики забирают его с собой и выясняют, что скитается он по лесам вот уже около двух лет, питается, чем придется и все время прячется. Командование принимает решение отправить мальчика в тыл, но по пути в город он все равно сбегает и снова возвращается к разведчикам…
«Повесть о настоящем человеке», 1948 год.
Экранизация одноименной повести Бориса Полевого, основанной на реальных событиях. Летчик-истребитель Алексей Маресьев был сбит в бою, но выжил, потеряв обе ноги. Несмотря на ампутацию, он смог совершить практически невозможное: после упорных многодневных тренировок вновь поднял в небо боевой самолет.
В завершении мероприятия предлагаем Вам просмотреть диафильм по рассказу Бориса Привалова «Косари».
Зав. сектором Абашкина Е.В.