Первого апреля исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева — выдающегося отечественного авиаконструктора, создателя знаменитой школы проектирования самолётов.
Не все его творения поднялись в небо. Но, как сказал кто-то, для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.
Свою первую летающую модель Александр Яковлев начал строить еще школьником. В 18 лет он построил первый планер, в 21 год — первый самолет…
За одно только семейство истребителей «Як» времен Великой Отечественной имя авиаконструктора Яковлева навсегда вписано в историю нашей страны. Под его непосредственным руководством в 1940-е годы были созданы самолеты Як-1, Як-7, Як-3, Як-9, которые стали основой истребительного парка военно-воздушных сил Красной Армии.
Помните? «А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете». Это слова из песни об эскадрильи «Нормандия-Неман», которую исполнял Марк Бернес. Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевали на яковлевских истребителях. Их первой машиной стал Як-1Б, затем — пересели на Як-9 и, наконец, войну закончили уже на новейших Як-3. Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и довольно неплохо вооружённый…
Талант выдающегося конструктора и организатора был реализован не только в военной, но и в учебной, спортивной и гражданской авиации. Под руководством Александра Яковлева разработано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов. Из них более сотни пошли в серию. Многие остаются образцами смелой технической мысли. Ряд крылатых машин, задуманных Александром Сергеевичем, летают и сегодня.
Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, описав в книгах несколько этапов развития русской авиации. В 1990 году, уже после смерти изобретателя, КБ было присвоено его имя.
В числе опередивших свое время самолетов Яковлева — первый в нашей стране всепогодный истребитель-перехватчик Як-25, семейство сверхзвуковых боевых самолетов Як-28, первый в мире региональный реактивный пассажирский лайнер Як-40, первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-141.
На учебных самолетах конструкции Яковлева — УТ-2, Як-18, Як-52 — научилось летать большинство пилотов нашей страны. На спортивных машинах КБ завоеваны 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. На самолетах марки «Як» установлено 95 мировых рекордов.
Конструкторский коллектив, основанный Александром Сергеевичем, стал базой для создания Инженерного центра им. А.С. Яковлева — одного из основных подразделений ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), в котором продолжает жить и развиваться «яковлевская» конструкторская школа. Здесь ведутся работы по проектированию, испытаниям и модернизации передовой авиационной техники: пассажирских самолетов нового поколения МС-21, учебно-боевого самолета Як-130, самолета первоначального обучения Як-152.
Первый из взлетевших в небо пассажирских МС-21 назван в честь А.С. Яковлева.
Великий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев в своей книге «Цель жизни» написал: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание — сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…».
Ведущий библиотекарь Круглова О. Ю.