Библиотека — интеллектуальный мир,
а театр – это способ дать голос той литературе,
которая здесь собрана.
Здравствуйте!27 марта отмечается Международный день театра.
Театр – это особый мир, мир сказки, фантазии, чудес. Много веков уже живет театр и радует, и восхищает, и удивляет зрителей, ради которых актеры выходят на сцену. И очень важно, каким пришел зритель, каким он будет: восторженным, внимательным, сопереживающим, эмоциональным.Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
27 марта – Международный день Театра, он был установлен 54 года назад, в 1961 году на 9 конгрессе Международного института театра в Вене. По замыслу, этот праздник, также как и вся деятельность организации в целом, должен способствовать укреплению мира и дружбы между народами и расширять творческое сотрудничество всех деятелей искусства в мире.
Да, речь сегодня пойдет о театре. Послушайте немного об истории театра.
Информ-досье.История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты .
Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность к тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.
В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.
В Средние века театр развивается в формах, восходящих к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от службы жанры — мистерия, миракль, в эти церковные постановки проникают народные мотивы и представления. Народные формы театра осуществляются и через самодеятельное творчество, и как уличные спектакли бродячих актеров. В XV в. возникает наиболее демократический жанр средневекового театра -фарс, остроумно воспроизводивший быт и нравы современников.
В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).
Театр классицизма (XVII в.) -актуальное искусство своей эпохи, построенное на базе нормативной эстетики (Буало) и рационалистической философии (Декарт). В его основе — великая трагедийная (Расин, Корнель) и великая комедийная (Мольер) драматургия, утверждающая идеальных героев, высмеивающая пороки. Актеры воплощают общечеловеческие черты персонажей, пренебрегая их конкретно-историческими и национальными особенностями. Театр классицизма — в центре художественных интересов двора, и потребностей публики.
В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.
В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.
В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).
Русское сценическое искусство XIX в. — театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.
В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.
Сейчас предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие по театрам города Ростова-на-Дону.
Ростовский государственный Музыкальный театр.
Это один из крупнейших музыкальных театров в южной части России. В 1919 году здесь возникает театр музыкальной комедии, который через 12 лет получает статус государственного. Он долгое время являлся одним и лучших театров оперетты в СССР, внеся в музыкальное искусство огромный клад. После распада Советского Союза театр переживает новый виток своей истории. В 1999 году музыкальный переезжает в новое здание, и становится поистине феноменом культурной жизни России.
Ростовский Академический Молодёжный театр.
Ростовский молодёжный театр открылся ещё в далёком 1899 году. Здесь всё было сделано с любовью к искусству и зрителю. Прекрасная акустика была достигнута поистине древним способом. При строительстве и отделке зрительных залом в стены были вмонтированы множество небольших амфор, с повёрнутыми наружу горлышками. Система отопления так же была поистине уникальной. По системе воздуховодов, которая проходила по всем стенам театра, подавалось тепло из всего лишь одной единственной небольшой кочегарки. И за счёт неё в театре было всегда тепло.
Ростовский Академический Театр драмы имени М. Горького.
Театр драмы имени Максима Горького — это один из самых крупных театров города. Здание театра расположено на площади Театральной. Архитектура здания входит в число шедевров конструктивизма. В музее истории архитектуры в Лондоне Россию представляют лишь два макета — это знаменитый собор Василия Блаженного и данный драматический театр. Притом мэтры архитектуры Оскар Нимейер и Ле Корбюзье называли это здание жемчужиной всей советской архитектуры. Здание театра было построено в 1935 году. На работу по созданию театра были созваны лучшие архитекторы, инженеры и строители не только города, но и столицы.
Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова.
Ростовский государственный театр кукол один из старейших в стране. Впервые театр распахнул свои двери для зрителей в 1935 году. На его спектаклях выросло несколько поколений жителей Донского края. Ставшие уже взрослыми, они приводят своих детей и внуков в театр своего детства.
В разное время театром руководили известные режиссёры: Борис Сахновский — ученик К. С. Станиславского, Леонид Стельмахович — ученик В. Э. Мейерхольда. Более 35-ти лет художественное руководство возглавлял ученик С. В. Образцова — Владимир Былков.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ
«У каждого есть маска наготове»
Рампы свет, дыхание зала
И оваций бурный всплеск,
Вас с Всемирным днем театра
Я хочу поздравить всех.
Страсти пусть кипят на сцене
И эмоции бурлят,
От поклонников букеты
На подмостки пусть летят.
Всем желаю я успеха —
От актера до кассира,
Я желаю, чтоб с театром
Стала наша жизнь красивей.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила зав.фил № 13 Крюкова Ю.А.