Литературная программа «Достойно и праведно православное слово»

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

Великой красоты и сложности предел,

Животворящий сплав прошедшего и мига,

Фундамент для грядущих добрых дел.

Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас.

История    книги

День Православной Книги – первый праздник в череде самых светлых и прекрасных весенних праздников: Благовещение, Пасха, День Победы, Неделя славянской письменности и культуры.

Впервые День православной книги отмечался в России

14 марта 2010 года.

Этот праздник, который стал ежегодным, был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска первой печатной книги. Первым в нашей стране напечатал книгу диакон Иван Федоров. Поэтому его называют первопечатником.

Рассказ о жизни и деяниях Ивана Фёдорова .

Предлагаем Вашему вниманию выступление  клирика храма иконы Божией Матери «Умиление» иерею Алексию Ряжских, который Вас познакомит с главной книгой человечества, в которой заключена жизнь для людей — « Святое Евангелие».

А теперь хотелось бы с Вами поговорить о том кто такие православные писатели. Это всем нам известные гении литературы. Немного подробнее о них.

Федор Михайлович Достоевский.

Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя – умер 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя). Великий русский писатель, мыслитель, произведения автора наполнены христианским смыслом

«Человек есть тайна, ее надо разгадать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной — ибо хочу быть человеком»

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по ст. стилю) 1821 года, в Москве. Он был вторым ребенком в большой семье (в которой было шестеро детей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина.

Мать Фёдора — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву Лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В доме родителей часто читали вслух. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова». Достоевский с малых лет полюбил чтение.

«Братья «Карамазовы»

Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского. В 1878 г. писатель начинает «Братьев Карамазовых». Роман должен был стать первой частью масштабного цикла, но оказался последней книгой великого романиста, его «завещанием», где прозвучали слова, ставшие эпилогом всего творчества: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Кто-то из литераторов сказал, что все люди делятся на три категории: тех, кто уже прочитал «Братьев Карамазовых», тех, кто еще прочитает, и тех, кто никогда его не прочтет. Это роман о Боге и безбожии, об идеализме и бесконечном себялюбии, о всепрощении и ненависти, но в первую очередь – о человеке и всем разнообразии его душевных исканий. Несмотря на прошедшие годы, он сохраняет пугающую актуальность и в современной российской действительности.

Ханс Кристиан Андерсен .

Все мы знаем Г.Х. Андерсена, как детского сказочника. В своей книге Борис Ерхов описывает биографию Андерсена.

Биография одного из основоположников современной датской литературы (а ведь до старости он писал на родном языке с ошибками!) Вы узнаете о том, что Андерсен никогда не считал себя исключительно детским писателем, хотя со временем и, наверное, с некоторым сожалением стал подозревать, что именно сказки принесут ему всемирную славу.

«Снежная королева» — легендарная христианская книга.

Сказка в оригинале насквозь пропитана религиозным смыслом, ангелы находятся в числе постоянных действующих лиц. Зеркало Тролля разбивается не просто из-за неловкости его учеников, а потому, что они решили подняться с кривым зеркалом до неба, «чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом».

Поговорим о нашем великом земляке —

Антоне Павловиче Чехове,

который тоже является православным писателем.

29 января 1860 года родился выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов. Его и назвали Антонием, потому что он родился в канун дня памяти преподобного Антония Великого – 30 января.

Чехов стал неким рафинированным изнеженным типажом буржуазного разлагающегося интеллигента. Но на самом деле он не был таким. Это был человек железной воли, выросший под диктатом довольно сурового отца, который вследствие хозяйственно-финансовых экспериментов обанкротился, и с ранних лет забота об огромной семье легла на плечи молодого Антона. Он, кстати говоря, начал-то и писать для заработка, а не для удовлетворения амбиций. Это уже потом писатель и критик Дмитрий Григорович напишет ему письмо и «вправит» молодому автору мозги, акцентировав внимание на таланте Чехова и на том, чтобы он не разменивался на мелочи.

Религиозность Чехова…

Не нелепо ли само предположение о том? Едва ли не единственным, кто утверждал высокую религиозность чеховского творчества, долгое время был С. Н. Булгаков, который первым же и указал на мировое значение идей и художественного мышления писателя. И то поразительно, что прозвучало это еще в 1904 году откликом на смерть Чехова в публичной лекции «Чехов как мыслитель». Философ утверждал, что по силе религиозного искания Чехов «оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому, не имеющему здесь себе равных».

Чехов, по справедливой мысли Булгакова, своеобразен в своем творчестве тем, что искание правды, Бога, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности, то есть ставил перед собою сложнейшие художественные задачи. Не восхищенное любование высотами духа, а сострадательная любовь к слабым и грешным, но живым душам — основной пафос чеховской прозы.

Кстати говоря, Чехов из русских писателей является одним из немногих, который хорошо разбирался в богослужебной и обрядовой жизни Православной Церкви. Он довольно точно описывает, например, быт священника конца XIX – начала XX века, определенные богослужебные особенности, детали. Чувствуется, что он в них разбирается.

В этот небольшой сборник для детей вошли два рассказа великого русского писателя Антона Павловича Чехова. В пасхальных рассказах Чехова «Студент» (1894) и «Святой ночью» (1886) настоящее пронизано прошлым, поэтому горе и радость в них так же сильны и сегодня — неизменны и всеобщи.

Еще один представитель зарубежной литературы Клайв Стейплз Льюис тоже может быть причислен к православным писателям.

Клайв Стейплз Льюис

29 ноября 1898 г., Белфаст, Северная Ирландия, Британская империя – 22 ноября 1963 г., Оксфорд, Англия) .Клайв Стейплз Льюис — великий сказочник, ученый, профессор филологии, публицист, один из самых читаемых христианских авторов в мире.

Для большинства Клайв Льюис прежде всего автор популярного цикла фэнтези-романов «Хроники Нарнии». Однако далеко не все знакомы с его научными работами и произведениями на религиозную тематику. Этот знаменитый англичанин ирландского происхождения посвятил более тридцати лет преподавательской деятельности. Но 1930 год становится для Клайва Льюиса переломным. Убежденный атеист, он неожиданно для всех знакомых обращается к позабытому с раннего детства христианству. Именно вера вдохновляет Льюиса на творчество, его первые литературные труды посвящены религии.

«Письма баламута» — это письма старого беса-искусителя бесу начинающему о методах «работы» с людьми. В такой замысловатой форме К.С.Льюис попытался представить изнанку нашей духовной жизни. Но именно такая форма помогает разобраться во многих внутренних проблемах.

Протоиерей Александр Борисович Торик.

Протоиерей Александр Борисович Торик (род. 25 сентября 1958 г., г. Москва). Автор знаменитой серии книг о монахе Флавиане.

«Флавиан» — первая повесть, написанная отцом Александром, рассказывает о неожиданном повороте в жизни вполне обычного современного городского жителя Алексея. Алексей спустя много лет после окончания университета встречается со своим сокурсником, который стал монахом Флавианом. Сначала перемены в жизни сокурсника вызвали в Алексее потрясение, но потом он осознал, что это и есть настоящая жизнь, он стал открывать для себя мир православия.

«Флавиан. Жизнь продолжается».

Это — продолжение истории Алексея и отца Флавиана. Жизнь ставит перед ними новые проблемы, открывает новые удивительные грани человеческих судеб. Повествование переходит из типичной российской глубинки в землю Эллады, на овеянный славой полуостров Афон, где более тысячи лет творится невидимый миру подвиг отшельников.. Писатель-священник ищет ответы на важнейшие для православного мирянина вопросы: о непрестанной молитве в миру, о последних временах, о борьбе со страстями, о возрастании веры в душе человеческой.

«Селафиила»

Книга протоиерея Александра Торика посвящена памяти великой подвижницы двадцатого века схимонахини Сепфоры, предсказавшей еще в годы гонений нынешнее возрождение духовной и церковной жизни. Для людей старшего поколения, помнящих еще геноцид безбожной власти против собственного верующего народа, трудно воспринять иначе как чудо нынешнее строительство храмов и монастырей, восстановление богослужебной и проповеднической миссии Церкви, массовое издание духовной литературы.

Православные притчи – в чем их мудрость?

Что такое притча? И какие существуют православные притчи? Притчами называют краткие поучительные истории или высказывания, которые с помощью образов и иносказаний иллюстрируют и раскрывают глубокие духовные истины. Притчи объясняют сложное и высокое с помощью простого и приземлённого.

Притча – древний жанр, который возник задолго до христианства и был особенно популярен среди народов Ближнего Востока. Присущие притчам иносказания, загадки и аллегории являются неотъемлемой частью восточного фольклора. На Руси же жанр распространился лишь после принятия христианства, благодаря первым переводам Библии.

Слово «притча» происходит от славянского корня «течь», то есть «идти». По другой версии – от слова «ткнуть», то есть «встретиться». Оба варианта отсылают нас к назначению вразумляющей и назидательной притчи – помочь человеку на его жизненном пути, стать для него духовным указателем. К православным притчам относят краткие поучения из ветхозаветной книги «Притчи Соломоновы», новозаветные назидательные рассказы Иисуса Христа, а также многие современные образцы этого жанра.

В завершении мероприятия предлагаем Вам громкие чтения православных притч в исполнении  помощника настоятеля (благочинного, протоиерея Димитрия Осяк) по молодежно-миссионерской работе храма иконы Божией Матери «Умиление», Переверзевой Таисии Александровны.

Коллектив библиотеки имени М.Ю.Лермонтова благодарит за участие в мероприятии клирика храма иконы Божией Матери
«Умиление» иерея Алексия Ряжских и помощника настоятеля (благочинного, протоиерея Димитрия Осяк) по молодежно-миссионерской работе храма иконы Божией Матери «Умиление», Переверзеву Таисию Александровну.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила зав.фил № 13 Крюкова Ю.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *