19 января 2021года исполнилось 110 лет со дня рождения великого гражданина Отечества, человека-эпохи, русского богатыря, интеллигента, крупнейшего общественно-политического деятеля советского времени, творца: поэта, публициста, просветителя, журналиста, издателя, драматурга, главного редактора журнала «Огонек» — Анатолия Владимировича Софронова. Анатолия Софронова смело можно отнести к тем писателям, творчество которых поможет читателю будущего ощутить романтику и дыхание беспокойной эпохи ХХ века, поможет понять характер и душу русского человека. Родился он в Минске, в семье юриста, но до семи лет жил с родителями в Сибири, затем на Дону, сначала в станице Усть-Медведицкой, а затем, в годы Гражданской войны, в Новочеркасске среди казаков – там и сейчас покажут вам дом на улице Декабристов, где жили Софроновы.
Информ -минутка «Софронов и «Ростсельмаш»»
С 1929 по 1935 г. Анатолий Софронов работал на заводе «Ростсельмаш» слесарем и фрезеровщиком, но даже этот жизненный этап стал шагом на пути к его творческому становлению. Во время работы на заводе Анатолий Софронов опубликовал свои очерки и стихи в заводской газете, а также руководил заводской агитбригадой, которая позже была переформирована в литературную группу при газете «Сельмашстроевец». Далее литературная группа преобразовалась в литературное объединение «Ростсельмаш», которое по сей день ведёт свою активную литературную деятельность при библиотеки имени М.Ю.Лермонтова МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.
Помимо Анатолия Софронова в литературную группу входили Илья Котенко, Пётр Симонов, Константин Прийма, Дмитрий Евтушенко и другие. Нередко их посещали столичные знаменитости, делившиеся с начинающими писателями своим опытом. В их числе были Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Николай Асанов и Максим Горький. На одном из литературных вечеров Анатолий Софронов познакомился с Михаилом Шолоховым, который уговорил молодого человека продолжать развивать свое литературное творчество. И уже спустя год Софронов стал студентом литературного факультета Ростовского педагогического института.
Первая книга стихов «Солнечные дни» вышла в Ростиздате в 1934 году. В 1937 году Анатолий Владимирович окончил Ростовский пединститут. С первых дней Великой Отечественной войны ушёл на фронт.
Литературная минутка «Письмо на юг».
Перед войной, а особенно в военные и послевоенные годы широкую популярность приобрели песни на стихи Анатолия Софронова.
Музыкальная пауза «Как у дуба старого».
Таланту Анатолия Софронова присуща народность, берущая начало в устной народной поэзии, в любви к донской земле.
По затуманенным низинам
Гуляют цапли на песке,
И черноталовой лозиной
Их ноги кажутся в реке.
Однако, совсем не безмятежна жизнь издавна называемых казаками людей на этих окаймлённых чаканом, красноталом и черноталом берегах. Трудная, славная и противоречивая история казачества оживает в стихах поэта.
Поэтическая минутка «Седло»
В те годы на две стороны — на две непримиримо враждующие силы раскололась эта донская сторона. Шолохов уже рассказал об этом на страницах «Тихого Дона», но у поэзии свой язык. В стихотворении «Медвежье ухо» можно прочитать, как пробирается сквозь заросли тёрна к изрубленному белоказачьими шашками красному партизану и прикладывает к его ранам медвежье ухо сынишка белого казака:
— Убили за Доном отца партизаны,
На хутор его привезли,
Лежит он не дышит и плача не слышит,
Не встанет он больше с земли.
— Убили…
— Убили…
…Воды да краюху
Принёс я, поешь да попей…
В степи отыскал я медвежье ухо, —
Затянутся раны скорей.
Вся история донского казачества проходит перед нами в стихотворении «Казачья слава». Начиналась она на старых древних курганах, шла с Ермаком за Урал и в Сибирь, победила в Азовском сидении, поднималась у стен Измаила и шла за Суворовым, с Давыдовым громила французов. С Первой Конной и Семёном Будённым поехали в бой казаки и в боях добыли бессмертную славу.
Казачья слава ты вновь зашумела!
И встала по первому зову страны
За честь, за свободу, за правое дело
Ковыльного Дона лихие сыны.
И вот потянулись степями от Дона,
И вот засверкали под солнцем клинки:
К гвардейским дивизиям шли под знамёна
Рубаки донские, орлы-казаки.
Незадолго до войны поэт писал о тех пороховых погребах в донской степи, которые давно уже стали винными погребами. Только старое название и сохранилось за ними. По неписаному обычаю молодой казак, отправляясь на службу, непременно обязан был принять из этих погребов чарку с вином:
Допить до дна не проливая,
Почуять порох на губах,
Чтоб сила, хватка боевая,
Была в мужающих руках.
С этим казаком и встретится потом в дни войны в донском кавалерийском корпусе генерала Селиванова. И тогда отблеск бессмертника и полынка упадёт на строчки его фронтовых стихов.
Полынок.
Каблуками, сапогами, иноземными гвоздями
Пригибали полынок, чтоб подняться он не мог.
Серебристый полынок.
Он горел не догорая, умирал не умирая,
У курганов у дорог, где остался там и лёг
Серебристый полынок.
Под метелью, под снегами, под искрошенными льдами,
Обгоревший он лежал, тонкий, острый как кинжал,
Серебристый полынок.
Анатолий Софронов начинал свой фронтовой путь в редакции 19-й армии, оборонявшие дальние подступы к Москве на Смоленском направлении. Там сразу развернулись ожесточённые сражения. И в первые же месяцы боёв в 19-й армии погибли многие из ростовских товарищей А.Софронова – писатели Александр Бусыгин, Григорий Кац, Михаил Штительман, Григорий Гридов и другие. В первые же военные строчки поэта пролилась скорбь о невозвратимости потерь.
Всё зримее представляется поэту образ родной страны терпящей неслыханные страдания и обретающей в страданиях гневную силу.
Поэтическая минутка «День был страшен».
Но вот оно и возвращение домой, правда, ещё не на Дон, а на Терек и на Кубань. Из госпиталя поэт приезжает туда с удостоверением военного корреспондента «Известий», в дни, когда началось наше зимнее наступление 1942 года. Но Дон ещё не освобождён, он ещё впереди. В те дни были написаны строки о всаднике, проезжающим по знакомой и всё же не узнанной улице и стихотворение «Казаки за бугром»:
Э-гей! Гей-гей! Не скошены, не смяты,
Гремят обвалом грозные полки.
Встают восходы, падают закаты, —
В седле, в седле донские казаки.
Поля, поля, широкие долины –
Мы всё пройдём, но с сёдел не сойдём,
Пока не грянет громом над Берлином:
«Э-гей! Гей-гей! Казаки за бугром!»
Из кубанских плавней возвращаются жители в испепелённый хутор, носящий бессмертное имя – Русский. И наконец-то поэт вправе произнести вслух давно уже томившие его слова: «Здравствуй Дон!»
Музыкальная пауза «От Волги до Дона».
Из каски, пробитой пулей, выбежал ручей, а на старом винограднике уже появились молодые побеги. Так почему бы теперь влюблённому казаку не намекнуть подруге, укутывая её полой своей прострелянной бурки:
След немецкого осколка не могу никак зашить:
То для бурки нет иголки, то тонка для бурки нить.
Вот хозяюшка была б – всё, что надобно нашла б.
— Я найду, она сказала. – Прикажи мне, я найду!
И под ветром задрожала, словно яблонька в саду.
И тогда сказал казак: Ликвидировать сквозняк!
День назавтра был погожий, день на вечер не похожий.
Зорька в поле расцвела, всё красавица нашла:
Нить, иглу из сундука и … донского казака.
Он начал как донской поэт и к чести своей, до конца остался донским поэтом, верным родному краю, хотя жил в Москве.
Музыкальная пауза «Ростов-город-Ростов-Дон».
Невозможно перечислит те все страны, где он побывал после войны по путёвкам Комитета солидарности стран Азии и Африки, Советского комитета защиты мира и других общественных организаций. Возвращаясь из поездок он привозит стихи и пьесы, посвящённые волнующим проблемам международной жизни, борьбе за мир.
И я хочу, чтоб сын вихрастый мой
Мог к сверстнику поехать в Сан-Франциско
И чтоб не пахло на земле войной
И призрака её не видно было близко.
Пусть встретятся, ещё друзей найдут, —
Планета широка и превосходна!
Пусть дышат, как орлы и пусть живут,
Как людям полагается – свободно!
И потому я с голубем стою
И обращаюсь через океаны
В одну семью, затем ещё в семью,
В одном краю, потом в другом краю,
Неся мечту заветную свою
Через моря и все меридианы!
Вот почему я с голубем стою!
Он знал и любил многих донских композиторов, артистов, писателей, но особенно нежно – Михаила Александровича Шолохова. Оставил о нём стихи и книгу статей-воспоминаний «Шолоховское».
Анатолий Владимирович имел завидную многогранность таланта: он был поэтом, драматургом, публицистом. Написал около 50-ти пьес, которые с 30-х годов шли на сценах ростовских театров музыкальной комедии и драмы. Во многих из них он оставался поэтом-комедиографом – стоит вспомнить хотя бы «Стряпуху».
Софронов – автор нескольких поэм и романа в стихах «В глубь времени»(1978-1983). Наиболее эмоциональна и выразительна «Поэма прощания»(1967). В 1967 году он закончил «Поэму жизни и смерти» отрывки из которой были опубликованы. В центре поэмы образы Есенина и Маяковского, раздумья о поэзии нашей эпохи.
Познакомившись с его творчеством, мы видим, как много успел сделать в жизни этот художник слова, наш талантливый земляк.
Рекомендательный список литературы
к 110-летию со дня рождения А.В. Софронова Скачать
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила зав. фил № 13 Крюкова Ю.А.